Парашют шахтный

Определение «Парашют шахтный» по БСЭ:
Парашют шахтный - предохранительное устройство на шахтных людских подъёмных установках для улавливания падающей клети (вагонетки) и для обеспечения её плавной остановки (торможения) в случае обрыва подъёмного каната. Основной элемент П. ш.- ловитель. В качестве типовых для клетей в СССР приняты П. ш. с захватом за опоры и торможением при помощи амортизаторов, т. е. с разделением функций улавливания и плавной остановки. К П. ш. этого типа для вертикальных клетевых подъёмов относятся парашюты 2ТК (ПТК), ПТКП, ПШТП, ПКЛ, ПКЛШ, ПКЛЗ, РКЭ и ПДП. В 2ТК (рис.) при падении клети ловители с клиновыми муфтами действуют на два тормозных каната, соединённых с амортизационными канатами, пропущенными через амортизаторы (система П. Ф. Павлова и Л. В. Павловой). Плавность торможения обеспечивается упругим удлинением тормозных канатов, а также перемещением амортизационных канатов в амортизаторах. Для подъёмов с односторонними рельсовыми проводниками применяются П. ш. с клиновым зажимом типа ПКЛ, действующие только на один тормозной канат. В установках с П. ш. типа РКЭ и ПДП в качестве опор используются рельсовые или деревянные проводники, а амортизаторы и амортизационные канаты, соединённые с ловителем, установлены на самой клети. Применение П. ш. на многоканатных подъёмных установках с числом подъёмных канатов четыре и более не обязательно.
В П. ш. на людских вагонетках для наклонных горных выработок улавливание падающей вагонетки достигается упорами тормозной каретки, свободно подвешенной к раме, внедряющимися в полотно пути, а плавная остановка - набеганием деревянных брусьев - амортизаторов, укрепленных под рамой, на резцы тормозной каретки. При уклоне более 30° вагонетки снабжены упорами с рельсовыми захватами и направляющими лапами, перемещающимися по рельсам.
За рубежом П. ш. применяются только в вертикальных стволах; большинство П. ш. основано на принципе сопротивления трению между рабочими органами и рельсовыми проводниками (в случае деревянных проводников - на принципе сопротивления резанию).
Лит.: Белый В. Д., Лысак Г. Д., Петраков А. И., Шахтные парашюты, М., 1960.
С. Я. Хейфиц.
Схема работы парашюта типа 2ТК: а - в транспортном положении; б - после обрыва каната; в - полное улавливание клети; 1 - ловитель; 2 - клеть; 3 - постель; 4 - центральная подвеска, соединённая с канатом; 5 - приводная пружина; 6 - клиновая муфта; 7 - тормозной канат.

Парахронизм    Парашют шахтный    Парбиг