Педагогическое образование
Определение «Педагогическое образование» по БСЭ:
Педагогическое образование - система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле - подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессионально-технические, средние специальные и высшие. (См. Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионально-техническое образование, Аспирантура, Учёные звания и степени, Повышение квалификации и статьи об отраслях специального образования, например Филологическое образование, Музыкальное образование.)
В дореволюционной России основным типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были Учительские семинарии. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы женских гимназии, женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. При некоторых высших начальных училищах и Прогимназиях имелись 2-годичные педагогические курсы. Для церковно-приходских школ учителей готовили Церковно-учительские школы, а также Второклассные учительские школы. Многие учителя, особенно на окраинах страны, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов.
Учителей для городских и уездных училищ готовили Учительские институты с 3-годичным сроком обучения. Учительские семинарии и институты ограничивали продолжение образования: по окончании семинарии можно было поступить только в учительский институт, по окончании учительского института - в коммерческий институт. Некоторые педагогические учебные заведения благодаря усилиям прогрессивных педагогов отличались хорошей постановкой учебно-воспитательной работы. Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии.
В соответствии с университетским уставом 1804 были открыты 3-годичные педагогические институты при университетах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Дерптском (впоследствии Юрьевском, ныне Тартуском; 1820) и Киевском (1834). Среди педагогич6еских институтов выделялся Петербургский, созданный в 1804 на базе учительской семинарии и в 1816 преобразованный в Главный педагогический институт. В 60-70-х гг. 19 в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Широкую известность имели Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д. И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт в Петербурге, Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве и др.
В 1908 в Петербурге В. М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт - высшее медико-педагогическое учебное заведение для подготовки врачей, учителей и юристов. Развитию П. о. во многом способствовала деятельность Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, Н. И. Лобачевского, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, А. М. Бутлерова, и др. Д. И. Менделеев придавал большое значение высшему П. о., от состояния которого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. Прогрессивными общественными деятелями и учёными созданы в 1907 в Петербурге Педагогическая академия Лиги образования, в 1911 в Москве Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, которые давали педагогическую подготовку лицам, имевшим высшее образование. Дореволюционные педагогические учебные заведения не могли удовлетворить потребностей общеобразовательной школы в учителях.
П. о. в СССР. Октябрьская революция 1917 коренным образом изменила характер народного образования, систему подготовки учителей, классовый и национальный состав студенчества в педагогических учебных заведениях. Определяющее значение для строительства новой школы (в том числе системы подготовки учителей) имели идеи В. И. Ленина, его непосредственное участие в руководстве деятельностью Наркомпроса. Становление советской системы П. о. связано с именами Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потемкина, И. А. Каирова и др. В 1918-20 были организованы сравнительно небольшие специализированные школьные, дошкольные и другие педагогические учебные заведения и курсы, которые затем объединялись в педагогические вузы.
Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в 4-годичные институты народного образования, остальные - в постоянно действующие педагогические курсы для подготовки учителей начальной школы. В 20-е гг. в РСФСР сложилась следующая система П. о.: педагогические техникумы (с 1937 - педагогические училища), педагогические институты и университетские педагогические факультеты. Педагогические институты и педагогические факультеты университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных советских педагогических вузов - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, в которой были заложены основы советской системы П. о. В 1918 на базе Высших женских курсов В. И. Герье создан Московский 2-й университет, в Петрограде- Государственный педагогический институт (см. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена). В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им. В. П. Потёмкина) и областной педагогический институты
Подготовка учителей в СССР в педагогических институтах и университетах (на 1 октября 1974, тыс. чел.)
| Прием | Контингент | Выпуск |
Специальность |
| Пед. ин-ты | Ун-ты | Пед. ин-ты | Ун-ты | Пед. ин- | Ун-ты |
| | | | | ты |
Русский язык и лит-ра | 30,9 | 8,6 | 153,9 | 44,3 | 26,4 | 6,2 |
Родной язык и лит-ра народов СССР | 7,9 | 4,5 | 42,8 | 25,5 | 8,1 | 3,8 |
Романо-германские языки и | | 5,1 | | 26,8 | | 3,9 |
лит-ра |
Иностранные языки | 18,1 | | 87,4 | | 16,6 |
Математика | 27,8 | 9,4 | 125,9 | 40,8 | 22,4 | 4,9 |
Физика | 9,9 | 7,8 | 41,5 | 34,8 | 8,9 | 5,3 |
Биология | 11,6 | 6,7 | 69,3 | 35,6 | 13,2 | 5,7 |
Химия | 1,7 | 5,4 | 7,0 | 26,1 | 0,7 | 4,7 |
География | 7,1 | 3,8 | 37,5 | 20,0 | 6,2 | 3,1 |
История | 11,7 | 8,6 | 60,6 | 48,6 | 10,2 | 7,0 |
Черчение и рисование | 2,8 | | 11,8 | | 1,6 |
Педагогика и психология (до- | 5,1 | | 25,0 | | 4,6 |
школьная) |
Дефектология | 2,1 | | 9,7 | | 2,0 |
Физическое воспитание | 10,9 | | 45,6 | | 8,7 |
Музыка и пение | 2,8 | | 11,3 | | 2,2 |
Общетехнические дисциплины | 4,8 | | 17,0 | | 1,4 |
Педагогика и методика начально-го | 12,4 | | 56,8 | | 10,3 |
обучения |
Итого | 227,5 | 1105,2 | 188,1 |
(см. Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской и
Высший коммунистический институт
просвещения). В 1930 на базе педагогического факультета 2-го МГУ основан Московский педагогический институт (с 1941 - МГПИ им. В. И. Ленина), В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового просвещения (1920-21) и Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923-42), педагогические факультеты при университетах во
Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Нижнем
Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону,
Саратове, Казани и др.,
значительное число различных педагогических курсов, в том числе высших. В 30-е гг. сложилась в основном система педагогических учебных заведений.
На базе педагогических и других факультетов университетов была создана сеть педагогических институтов, в том числе иностранных
языков педагогических институтов (См. Московский педагогический институт иностранных языков). Особое
внимание было
обращено на
развитие просвещения и культуры народов Севера, Средней Азии и
Закавказья. В 1939 открылся Ленинградский государственный педагогический институт народов Севера (в 1958 реорганизован в
факультет института им. Л. И. Герцена). В
связи с особенностями развития женского образования в некоторых республиках Средней Азии и Закавказья в качестве
временной формы П. о. были созданы женские педагогические учебные заведения (впоследствии
реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е гг. реорганизованы в педагогические институты и училища). Началась подготовка учителей по заочной и вечерней формам обучения (см. Вечернее образование, Заочное образование). Для
совершенствования системы П. о. большое значение имели
постановления ЦИК СССР
«Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования,
улучшению подготовки и
использования специалистов»
(1963), «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966), «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972),
«О
завершении перехода ко всеобщему среднему образованию
молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972).
Основными типами
современной системы педагогических учебных заведений являются Педагогические училища (в том числе музыкально-педагогические), Индустриально-педагогические техникумы, Педагогические институты (в том числе иностранных языков), а также университеты. Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных учреждений и старших пионервожатых готовят педагогические училища (на педагогическую работу в школу направляется также
часть выпускников других средних специальных учебных заведений).
В
учебный план подготовки учителей в педагогических училищах включаются
общеобразовательные дисциплины, изучаемые в средней школе, и специальные (методика
преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная
гигиена, психология,
педагогика и др.).
Кроме того, предусматривается длительная педагогическая
практика. Учителей для средней школы готовят педагогические институты и университеты. В педагогическом институтах имеются
следующие специальности с 4-летним сроком обучения:
русский язык и
литература, родной язык и литература,
математика, физика, химия, биология, география,
история, черчение и
рисование, педагогика и психология (дошкольная),
дефектология, физическое воспитание,
музыка и
пение, педагогика и методика научного обучения.
По двухпрофильным специальностям (например, биология и химия, география и биология) и иностранные языки установлен 5-летний срок обучения. В учебные планы всех специальностей
педагоги институтов входят следующие дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия,
политическая экономия,
научный коммунизм (факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и
эстетики и основы научного атеизма), педагогика, история
педагогики, психология, методика преподавания предмета, школьная гигиена, физическое воспитание. Ведущее
место в учебном плане занимают профилирующие дисциплины по
избранной специальности.
Отличительной чертой университетского П. о. является
более широкая научно-теоретическая подготовка студентов, но
вместе с тем
несколько меньшая педагогическая и методическая.
Срок обучения, как правило, 5 лет. (О
содержании и истории развития отдельных видов П. о. см. в статьях об отраслях образования, например Историческое образование, Механико-математическое образование и др.). Педагогические учебные заведения и университеты в
целом удовлетворяют
потребности общеобразовательной школы в учителях. В 1974/75 учебном году подготовку учителей осуществляли
свыше 400 педагогических училищ
(около 300 тыс. учащихся), 199 педагогических институтов, 63 университета (см. таблицу). В 1974 в общеобразовательной школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских института, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей для средней школы готовят также некоторые Искусств институты, Физической культуры институты. О подготовке учителей за рубежом см. в разделе
Просвещение (Народное образование) в статьях об отдельных странах.
Н. В.
Александров.
Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина
Педагогическое образование
Педимент