Плагальная каденция

Определение «Плагальная каденция» по БСЭ:
Плагальная каденция (позднелат. plagalis, от греч. plбgios - боковой, косвенный)
(музыкальное), тип гармонической каденции, в котором заключительной тонике предшествует Субдоминанта (IV - I, II - I, VII - I и т.п.). Противопоставляется главному, основному типу - автентической каденции, в которой осуществляется переход от доминанты к тонике. Сравнительно с автентической каденцией П. к. имеет более мягкий, менее динамичный и напряжённый характер. П. к. нередко встречается в заключениях полифонических композиций эпохи Возрождения (отсюда др. название - церковная каденция), а также в русской музыке (в связи с типичной для русской народной музыки плагальностью и характерным мелодическим заключением IV - I; пример - песня Садко «0й ты, тёмная дубравушка» из 2-й картины оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»).
Лит.: Трамбицкий В. Н., Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии, в сборнике: Вопросы музыкознания, в. 2, М., 1955.

Плавучая база    Плагальная каденция    Плагиоклазиты