Перро

Перро в Энциклопедическом словаре:
Перро - (Perrot) Жюль Жозеф (1810-92) - французский артист балета,балетмейстер. Один из создателей романтического направления в балете.Поставленный им с Ж. Коралли балет ''Жизель'' А. Адана сохраняется всовременном репертуаре. Работал в России (1848-59).


(Perrault) Клод (1613-88) - французский архитектор. Представительклассицизма. Восточный фасад Лувра (1667-74) с величественной и строгойколоннадой.
Шарль (1628-1703) - французский писатель. Всемирно известны ''Сказкимоей матушки Гусыни...'' (1697), в т. ч. ''Кот в сапогах'', ''Золушка'', ''СиняяБорода''. Трактат ''Параллели между древними и новыми в вопросах искусства инаук'' (т. 1-4, 1688-97) направлен против догм классицизма.

Определение слова «Перро» по БСЭ:
Перро - Перро (Perrot)
Жюль Жозеф (18.8. 1810, Лион,- 24.8.1892, Параме, Иль и Вилен), французский артист балета, балетмейстер. Один из выдающихся хореографов романтического балета 19 в. Учился классическому танцу у О. Вестриса, в 1830 дебютировал в Лондоне. В 1830-35 выступал в Парижской Опере; был партнёром М. Тальони. В 1841 сочинил танцы Жизели для танцовщицы К. Гризи к премьере балета
«Жизель» Адана. В 1834-48 балетмейстер лондонского Королевского театра, где поставил балеты Ч. Пуньи: «Ундина» (1843), «Эсмеральда» (1844), «Катарина» (1846) и др. В 1848 был приглашен в Петербург как танцовщик-мим и главный балетмейстер. Исполнял в поставленных им балетах партии: Пьер Гренгуар
(«Эсмеральда»), Дьяволино («Катарина, дочь разбойника»), Алин («Питомица фей» Адана), Мефи-стофель («Фауст» Пуньи) и др. Большой мастер романтического балета, П. ставил спектакли на фантастические сюжеты
(«Ундина», «Питомица фей»), в жанре социально-любовной драмы («Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника»). Проникая в суть литературных произведений, П. создавал приёмами хореографической пластики сильные, яркие сценические характеры. В 1859, уехав из Петербурга, П. оставил театр.
Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета, [М.- Л.], 1937; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958; Guest J., The romantic ballet in England, L., 1954; его же, The romantic ballet in Paris, L., 1966.
В. М. Красовская.


Перро - Перро (Perrault)
Клод (около 1613, Париж,- 8.10.1688, там же), французский архитектор. Брат Ш. Перро. Врач по образованию, П. занимался математикой, физикой, техникой и археологией. Среди архитектурных произведений П. наиболее значительны его работы в Лувре, знаменующие вершину раннего французского Классицизма [из проектов П. были осуществлены главный (восточный) и более скромный южный фасады]. Парадный восточный фасад Лувра (1667-74; см. илл.), композиция которого подчинена строгому, крупномасштабному ритму парных коринфских колонн, полон ясного величия и благородства. Из теоретических работ П. выделяется перевод Витрувия (1673), долгое время считавшийся самым лучшим.
Лит.: Hautecoeur L., Histoire de larchitecture classique en France, t. 2, pt. 1, P., 1967; Brцnner W. D., Blondel - Perrault, Bonn, 1972 (diss.).
К. Перро. Лувр в Париже. Франция. 1667-74. Восточный фасад.
Перро (Perrault)
Шарль (12.1.1628, Париж,- 16.5.1703, там же), французский поэт и критик. Член Французской академии с 1671. Родился в буржуазно-чиновничьей семье. Был юристом. Первое произведение П.- пародийная поэма «Стены Трои, или Происхождение бурлеска»
(1653). Писал аллегорические поэмы, оды, послания в стиле галантной придворной поэзии. Участник литературного «спора древних и новых», он отстаивал превосходство современных ему писателей над древними, отвергая классицистскую эстетику (поэма «Век Людовика Великого», 1687, диалоги «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук», т. 1-4, 1688-97),
полемизировал с Н. Буало. Славу П. принёс сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями»
(1697). Античной традиции П. противопоставил народную сказку («Красная Шапочка», «Мальчик с пальчик» и др.) и ввёл её в систему литературных жанров. «Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Х. К. Андерсен). Первый русский перевод сказок П. относится к 1768
(«Сказки о волшебницах с нравоучениями»). Сказка «Кот в сапогах» переведена В. А. Жуковским (1845). На сюжеты сказок П. созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты
«Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.
Соч.: Contes. [Textes йtablis, avec introduction par G. Rouger], P., [1967] (имеется лит.); в рус. пер.- Сказки, вступ. ст. Н. П. Андреева, [М.- Л.], 1936.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946; Soriano М., Les contes de Perrault..., [P., 1968] (имеется лит.).
В. С. Лозовецкий.
Ш. Перро.

Перри    Перро    Перрон