Песнь Песней

Песнь Песней в Энциклопедическом словаре:
Песнь Песней - раздел Ветхого Завета Библии: собрание отличающихся яркойобразностью лирических песен (на языке иврит) о страстной, преодолевающейвсе преграды любви. Предположительно относят к 3 в. до н. э., авторстводолгое время приписывалось царю Соломону. ''Песнь песней'' оказала влияниена развитие лирической поэзии многих народов мира. По ее мотивам А. И.Куприн написал повесть ''Суламифь'' (1908).

Значение слова Песнь Песней по словарю Брокгауза и Ефрона:
Песнь Песней — библейская книга (по-еврейски Шир-га-Ширим), принадлежащая к числу учительных книг Ветхого Завета. Предание приписывает ее Соломону, который выступает в ней главным действующим лицом. Эта небольшая по объему книга (8 небольших глав, 6 стр. в русской Библии) занимает совершенно исключительное положение среди других книг Св. Писания, будучи такой же загадкой в Ветхом Завете, какой является Апокалипсис в Новом Завете. Мнения о ней чрезвычайно разнообразны. По внешности это как бы совершенно светская поэманастолько светская, что в ней ни разу не встречается даже имени Бога. Немало было, вследствие этого, попыток заподозрить ее духовный, канонический характер. С древнейших времен, однако, П. П. составляла непременную часть ветхозаветного канона, откуда перешла и в церковь христианскую. Как в синагоге еврейской, так и в церкви христианской она всегда пользовалась общим признанием и высоким уважением. По свидетельству раввина Акибы, "никто в Израиле никогда не сомневался в каноничности П. Песней, ибо течение веков не может соперничать с той древностью, когда дана была эта книга; все кетувимы (учительные книги) священны, но П. Песней есть святая из святых". Того же мнения держались и древнейшие христианские экзегеты, как, например, Ориген, который говорит: "когда ты пройдешь все библейские песни, то должен подняться еще выше, чтобы воспеть с женихом П. Песней". Но и с признанием канонического характера книги не устраняются связанные с нею затруднения. В ней можно различать отдельные действующие лица, но они говорят и действуют настолько не по правилам искусственной драмы, что прилагать к ней это последнее название, значило бы злоупотреблять термином. По своему содержанию П. П. имеет двухсторонний характер. С одной стороны она изображает исторический факт из жизни счастливейшего и мудрейшего из царей — Соломона, в лучший период его жизни. Здесь именно изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в П. П. Суламитой (П. П., VII, 1) — дочь Фараона. Но видеть в П. П. только этот буквальный смысл невозможно. Если бы в ней изображалась только одна плотская любовь, хотя бы самая возвышенная, то было бы непонятно, почему она внесена была в канон священных книг и пользовалась великим уважением даже у строжайших аскетов. Необходимо видеть в ней и другую, таинственную сторону. И действительно, изображаемая в ней любовь так чиста, глубока и возвышенна, что никакое человеческое сердце неспособно воплотить ее всецело. Такая любовь во всей ее полноте возможна только для Божества, и христианские толкователи недаром усмотрели в П. П. пророчественный образ любви Христа к Церкви, Божественного жениха — к Его земной невесте. Изображение союза Бога с людьми под видом супружеских отношений весьма обычно в Ветхом Завете; "как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой", говорит пророк Исайя Иерусалиму (Исайи, LXII, 5), а пророки Иеремия, Иезекииль и Осия в сильных выражениях упрекают свой народ в том, что он не сохранил верности своему Небесному Супругу (Иер., III, 1; Иезек., XVI, XXIII; Осии, II и др.). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа женихом, а себя — другом жениха (Иоан., III, 29; ср. Mатф., IX, 16 и др.). Содержание П. П. весьма сходно с содержанием XLIV псалма ("Песнь о возлюбленном"), а последний св. апостолом Павлом и отцами Церкви относится к Иисусу Христу (Евр., I, 8—9). Литература: Herder, "Lieder der Liebe, die edelsten u. schönsten aus d. Morgenlande" (1778); H. Ewald, "Hohelied Salomonis" (18 26); F. Delitsch, "Das Hohelied" (1851); Graetz, "Schir-ha-Schirim" (1871); проф. А. А. Олесницкий, "Книга Песнь Песней и ее новейшие критики" (Киев, 1882); А. П. Лопухин, "Библейская история при свете новых исследований".

Определение «Песнь Песней» по БСЭ:
«Песнь песней»,
раздел Ветхого завета Библии. Собрание лирических песен на языке Иврит. По канону иудейской Библии делится на 8 глав; в христианской Библии их 6. Религиозная традиция, для которой священный характер «П, п.»
в течение нескольких веков (примерно до 2 в. н. э.) оставался спорным, включила всё же это произведение в свой обиход и трактует его как аллегорическое изображение любви верующих к богу. Авторство приписывалось царю Соломону, но учёными это опровергнуто. Среди исследователей утверждается мнение о фольклорном происхождении
«П. п.», являющей собой цикл песен интимно-лирического и свадебного характера; наиболее поздние из них можно отнести к 3 в. до н. э., когда, скорее всего, книга была составлена и подвергнута литературной обработке. Основная тема «П. п.»
- страстная любовь, преодолевающая все преграды. Язык песен эмоционален, богат гиперболизированными образами. Произведение оказало влияние на развитие лирической поэзии как на иврите, так и на языках всех народов, принявших христианство. К мотивам
«П. п.» в русской литературе обращались Л. С. Пушкин, А. И. Куприн (повесть «Суламифь») и др. Этими мотивами в еврейской литературе вдохновлена повесть Шолом-Алейхема «Песнь песней».
Текст в кн.: Поэзия и проза Древнего Востока, М., 1973.
Лит.: Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; Eissfeldt О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tьbingen, 1964.

Песнь О Хильдебранте    Песнь Песней    Песня