Пиетизм

Значение слова Пиетизм по Ефремовой:
Пиетизм - Течение, возникшее среди немецких лютеран в XVII в. и имевшее целью усиление влияния религии на основе строгого благочестия и нравственного самоусовершенствования.


Набожность, строгое благочестие.

Пиетизм в Энциклопедическом словаре:
Пиетизм - (от лат. pietas - благочестие) - мистическое течение впротестантизме (особенно в немецком лютеранстве) кон. 17-18 вв. Отвергалвнешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, объявлялгреховными развлечения. В широком смысле - религиозно-мистическоенастроение, поведение.

Значение слова Пиетизм по словарю Ушакова:
ПИЕТИЗМ
(или пиэтизм), пиетизма, мн. нет, м. (от латин. pietas - благочестие). 1. Религиозное течение среди протестантов, возникшее в конце 17 в., противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство (религ. истор.). 2. Мистически-благочестивое настроение, поведение (книжн.). Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Белинский (из письма Гоголю).

Определение слова «Пиетизм» по БСЭ:
Пиетизм (от лат. pietas - благочестие)
мистическое течение в протестантизме (особенно в лютеранстве) конец 17-18 вв. ставившее религиозное чувство выше религиозных догм. Возник как реакция на формализм и сухой рационализм ортодоксального лютеранства 17 в., как возрождение идей первоначального лютеранства. Вместе с тем был направлен против рационалистической философии Просвещения. Основатель П. - франкфуртский богослов Ф. Я. Шпенер, выступивший в 70-х гг. 17 в. с проповедью своих идей. Центром П. стал открытый в 1694 университет в Галле (А. Г. Франке и др.). Отвергая внешнюю церковную обрядность, П. призывал к углублению веры, особое значение придавал внутренним эмоциональным переживаниям верующего, молитве, способствующей религиозному чувству, призывал к нравственному самоусовершенствованию. Настаивая на практическом следовании принципам христианской морали, П. объявлял греховными всякие развлечения (театр, танцы, игры), чтение нерелигиозной литературы. Реакционный и ханжеский характер П. стал особенно проявляться в 18 в., когда к нему начали примыкать монархические юнкерские круги Пруссии. Относительно демократический характер П. носил в Вюртемберге и особенно в учении Г. Арнольда. П. оказал влияние на Романтизм. Возрождался (в виде отдельных очагов) и в 19 в. В широком смысле П.- религиозно-мистическое настроение, поведение.

Пиетет    Пиетизм    Пиетист