Пико Делла Мирандола

Пико Делла Мирандола в Энциклопедическом словаре:
Пико Делла Мирандола - (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94) -итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.''900 тезисов'' Пико делла Мирандола (введение к ним - ''Речь о достоинствечеловека''), в которых он стремился к всеобщему ''примирению философов'' (всерелигиозные и философские школы - частные проявления единой истины), былиосуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок ЛоренцоМедичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействиеСавонаролы.


(Pico della Mirandola) Джованни (2 февраля 1463 -Мирандола, - 17 ноября 1494, Флоренция), итальянский философ и гуманистэпохи Возрождения. Современники называли Пико ''божественным'', видели в немвоплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность иего труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодомвозрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, новсего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов,познаний. Происхождение и образование Пико происходил из семьи графовМирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многимивладетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонскийуниверситет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) иПариже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию,богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского игреческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить всесамое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разныхвремен и народов. Творческий путь Пико довольно рано сблизился с М.Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими участникамифлорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались весьмаблаготворны для его творческих планов и религиозно-философскихустремлений. В 1486 он составил ''Комментарий к канцоне о любви ДжироламоБенивьени'' (изд. 1519) и ''900 тезисов по диалектике, морали, физике,математике для публичного обсуждения'', лелея планы защищать их нафилософском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии иЕвропы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться ''Речью'' (изд.1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, ипосвященной двум главным темам: особому предназначению человека вмироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческоймысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений,''выраженных новыми и необычными словами'', о магии, кабале, свободе воли ииных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда23 года), назначил для проверки ''Тезисов'' специальную комиссию, котораяосудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро составленная им''Апология'' (1487) привела к осуждению всех ''Тезисов''. Перед угрозойпреследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но тамбыл схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничествовысоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителяФлоренции, где Пико и провел последние свои годы. В 1489 он закончил ииздал трактат ''Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести днейтворения'', в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенныйсмысл книги ''Бытия''. В 1492 был написан небольшой трактат ''О сущем иедином'' (изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, которыйимел целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не былосуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико - обещанное''Поэтическое богословие''. Незадолго до смерти, он завершил ''Рассужденияпротив прорицающей астрологии'' (изд. 1496). Похоронен Пико в доминиканскоммонастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичныйДжироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце егожизни. Учение Философская антропология Пико обосновывает достоинства исвободу человека, как полновластного творца собственного ''я''. Вбирая всебя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результатсобственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда неможет быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. СогласноПико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями исвободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестацииформу, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции,обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пиковзаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокоевнутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях,явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичькоторый доступно посвященному.

Определение «Пико Делла Мирандола» по БСЭ:
Пико делла Мирандола (Pico della Mirandola)
Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ Модены, - 17.11.1494, около Флоренции), итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластическую традицию аристотелизма и Аверроизма, вместе с тем воспринял культуру филологического гуманизма. Изучил древнееврейский и арабский языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией».
В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему философских и религиозных учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека» - одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия).
Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражений П. в «Апологии» (1487) и «Тезисы» в целом; П. подвергался аресту. С 1488 поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе с М. Фичино (Академия Платоновская); написал комментарий к
«Канцоне о любви» Дж. Бенивьени, трактаты «Гептаплус» (1490), «О Бытии и Едином» (1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы, в нём углубились религиозно-мистические настроения.
П. не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне разнородные философские мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из того, что все религии и философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Другая центральная идея П.- особое положение
(«достоинство») человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой выбора это даёт человеку космическую незакреплённость, творческую способность самоопределения, уподобляющую его богу.
Пантеистические тенденции П. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским. В сочинении «Против предсказующей астрологии» (1495) П. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеческой воли; трактат этот оказал значительное влияние на последующую натурфилософию.
Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601; De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. A cura di E. Garin, Firenze, 1942; Disputationes adversus astrologiam divinatricem, a cura di E. Garin, v. 1-2, Firenze, 1946-52; рус. пер.- в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 506-14.
Лит.: Бparина Л. М., Этические взгляды Д. Пико делла Мирандола, в сборнике: Средние века, в. 28, М., 1965; Monnerjahn E., G. Pico della Mirandola..., Wiesbaden, 1960; Garin E., G. Pico della Mirandola, Parma, 1963; LOpera e il pensiero di G. Pico della Mirandola nella storia dellUmanesimo, v. I-2, Modena, 1965; DiNapoIi G., G. Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo, Roma, 1965 (есть лит.); Trinkaus Ch., In our Image and Likeness. Humanity and Divinity in Italian humanist thought, v. I-2, Chi.- L., 1970.
Л. М. Баткин, Н. В. Кострелев.

Пикнуть    Пико Делла Мирандола    Пико...