Пиранези

Пиранези в Энциклопедическом словаре:
Пиранези - (Piranesi) Джованни Баттиста (1720-78) - итальянский гравер.Графические ''архитектурные фантазии'' Пиранези поражают грандиозностьюпространственных построений, драматическими светотеневыми контрастами(цикл ''Виды Рима'', издан в 1748-88).

Значение слова Пиранези по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пиранези (Piranesi) — два итальянских гравера: 1) Джамбаттиста П. (1720—78) получил художественное образование в Риме и занимался там сперва живописью декораций под руководством Валериани, а потом гравированием под руководством Вази. Не выказав в этом искусстве больших успехов, он возвратился в свой родной город, Венецию, и здесь пробовал свои силы в строительном деле, но не нашел в нем поддержки и снова переехал в Рим, где награвировал целую серию листов, изображающих калек и больных. После еще одной, неудачной, поездки на родину серьезно занялся гравюрой и наконец достиг значительного совершенства в этом искусстве, воспроизводя виды и архитектурные памятники Рима и Нижней Италии. Гравюры П. отличаются прекрасной светотенью, смелостью и эффектностью технических приемов. Они по большей части образуют сборники, под заглавиями: "Della maginficenza ed architettura dei Romani" (1760), "Campus Martius antiquae Urbis" (1762, 2 т.), "Antichit à romane" (1766—84, 4 т.), "Antichit à della Magna Grecia" и "Antichit à di Pompei" (2 т.). Полное собрание гравюр П. издано в 1836 г. Дидо. 2) Франческо Пиранези (1756—1810), сын и ученик предыдущего, вместе со своим братом Пьетро содержал некоторое время в Париже художественную школу и фабрику терракот, а также спекулировал произведениями своего отца. Из его гравюр известны портрет его отца, заглавный лист к его произведениям (с рисунка Кадеса), "Иллюминация Паулинской капеллы" и "Сидящий Юпитер Капитолийского музея" (с рис. Пироли).

Определение слова «Пиранези» по БСЭ:
Пиранези (Piranesi)
Джованни Баттиста (4.10.1720, Мольяно, Венето, - 9.11.1778, Рим), итальянский гравёр и архитектор. Испытал влияние античного зодчества, а также барочного театрально-декоративного искусства (Галли-Биббиена и др.). Работая в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, П. создавал
«архитектурные фантазии», поражающие сверхчеловеческой грандиозностью пространственных решений, остродраматическими светотеневыми контрастами (циклы «Фантазии на тему темниц», около 1745-50, 1760-61; см. илл.), а в свои видовые гравюры вносил элемент романтического вымысла, придающий архитектурным памятникам особую монументальность и живописность (циклы «Виды Рима», 2 тт., 1748-88; и др.).
Гравюры П. (в частности, исполненные им изображения декоративно-прикладного характера) оказали значительное влияние на становление стиля Ампир.
Лит.: Торопов С. А., Джованни Баттиста Пиранези. Избранные офорты, М., 1939; Volkmann Н., G. В. Piranesi, Architekt und Graphiker, В., 1965.
Дж. Б. Пиранези. Офорт из цикла «Фантазии на тему темниц». Ок. 1745-61.

Дж. Б. Пиранези. Из серии «Фантазии на тему темниц» (1745-50).

Дж. Б. Пиранези. «Понте Молле». Гравюра из цикла Виды Рима. 1762.

Пиранделло    Пиранези    Пиранометр