Реактивное Топливо
Реактивное Топливо в Энциклопедическом словаре:
Реактивное Топливо - основное топливо для авиационных воздушно-реактивныхдвигателей. Наиболее распространенное реактивное топливо - керосиновыефракции, получаемые прямой перегонкой нефти с последующей гидроочисткой.
Определение «Реактивное Топливо» по БСЭ:
Реактивное топливо - топливо для авиационных реактивных двигателей. В качестве Р. т. наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, отечественное топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для производства топлив, обладающих повышенной термической стабильностью (например, отечественное топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке. В производстве Р. т. используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации.
Основные физико-химические показатели реактивного топлива, выпускаемого в СССР
Показатель | Сорт топлива |
| Т-1 | ТС-1 | термостабильные |
| | | РТ | Т-6 |
Плотность (кг/мі) при 20°C, не менее | 800 | 775 | 775 | 840 |
Фракционный состав: |
10% перегоняется при температуре (°C), | 175 | 165 | 175 | 195 |
не выше |
98% перегоняется при температуре (°C), | 280 | 250 | 280 | 315 |
не выше |
Теплота сгорания низшая, кдж/кг | 43050 (10250) | 43050 (10250) | 43260 (10300) | 43260 (10300) |
|
(ккал/кг), |
Температура начала кристаллизации (°C), | -60 | -60 | -60 | -60 |
не выше |
Общее содержание серы (%), не более | 0,10 | 0,25 | 0,10 | 0,05 |
Содержание меркаптановой серы (%), не | - | 0,005 | 0,001 | - |
более |
Важнейшими показателями Р. т. являются
плотность и
теплота сгорания (см. табл.),
определяющие дальность полёта. Р. т.
должно иметь высокую термическую стабильность,
особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолётах, в баках которых топливо
может нагреваться до 150-200°C и выше.
Высокая термическая стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, азотистых, кислородных
соединений), например
путём обработки водородом (см.
Очистка нефтепродуктов). При этом
одновременно обеспечивается и низкая коррозионная
агрессивность Р. т. К очищенным сортам топлива для
повышения их
стабильности при хранении добавляются
Антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В Р. т. содержится растворённая вода (до 0,008-0,01% при обычных температурах), которая при
изменении условий может
выделяться из топлива и
вызывать электрохимическую коррозию топливной аппаратуры, а также
образовывать кристаллы льда.
Поэтому в Р. т. вводятся
ингибиторы коррозии (см.
Ингибиторы химические) (10-45 мг/л) и
антиобледенительные присадки (0,1-0,3 объёмного %); добавляются также
Присадки, предотвращающие
накопление статического электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.
Лит.:
Нефтепродукты, под ред. Б. В, Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н.,
Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, М., 1968; Зарубежные топлива,
масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971.
И. В.
Рожков.
Реактивное Сопротивление
Реактивное Топливо
Реактивность