Реквием

Значение слова Реквием по Ефремовой:
Реквием - 1. Заупокойное католическое богослужение.
2. Многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.

Значение слова Реквием по Ожегову:
Реквием - Богослужение по умершему


Реквием Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение

Реквием в Энциклопедическом словаре:
Реквием - (по начальному слову лат. текста ''Requiem aeternam dona eis -Domine'' - ''Вечный покой даруй им, Господи''), заупокойная месса. Натрадиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В.А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17 в. реквиемы создаются ина немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Щютц, И. Брамс), в 20 в. - нанеканонические тексты (Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский).

Значение слова Реквием по словарю Ушакова:
РЕКВИЕМ, реквиема, м. В католической церкви - заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову латин. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).

Значение слова Реквием по словарю Брокгауза и Ефрона:
Реквием (missa pro defunctis, Seelenmesse) — католическая обедня по умершим: музыкальное сочинение для солистов, хора, оркестра или органа. Делится на следующие части: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3) Domine, 4) Sanctus, 5) Agnus Dei. Кроме того, бывают номера Benedictus, Lux aeterna Libera. Самые выдающиеся Р. принадлежат Гайдну, Моцарту, Керубини, Берлиозу. Н. С.

Определение слова «Реквием» по БСЭ:
Реквием (от первого слова латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» - «Покой вечный дай им, господи»)
траурная заупокойная Месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей («Глориа», «Кредо»), вместо которых вводятся другие («Реквием» вначале, далее «Диес ире», «Туба мирум», «Лакримоза» и др.).
Композиторы 15-16 вв. создавали Р. в виде циклических полифонического склада хоровых произведений А капелла, основанных на мелодиях григорианского хорала. В 17-18 вв. Р. превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонические средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими. Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Р. обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др.; наиболее выдающиеся Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает
«Немецкий реквием» Брамса (1868), написанный на немецкий текст. Р. создают и современные композиторы. В их числе «Военный реквием» Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургическим текстом Р. советских композиторов -
«Симфония-реквием памяти В. И. Ленина» Кабалевского (1933), его же Р., посвященный памяти жертв фашизма (1963), и др.
Лит.: Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. - Lpz., 1909.
Б. В. Левик.

Рекапитуляция    Реквием    Реквизировать