Рельсы

Значение слова Рельсы по Ефремовой:
Рельсы - 1. Стальные узкие бруски, укрепляемые на шпалах железнодорожного полотна в два ряда для движения колес вагонов, тепловозов и т.п.
2. перен. устар. Направление деятельности, образ действий, ход, течение чего-л.

Рельсы в Энциклопедическом словаре:
Рельсы - (англ. rails - мн. ч. от rail - рельс, от лат. regula - прямаяпалка), стальные балки специального сечения, укладываемые на верхнеестроение пути для движения железнодорожного или городского подвижногосостава (поездов, дрезин, трамваев), передвижения подъемных кранов(подкрановые пути), вагонеток в шахтах и на карьерах. Иногда используютодин рельс (напр., в монорельсовых дорогах, для перемещения кран-балки).Рельсы скрепляют на стыках специальными скреплениями или сваркой(бесстыковой путь).

Определение слова «Рельсы» по БСЭ:
Рельсы (англ. rails, множественное число от rail - рельс, от лат. regula - прямая палка, брусок, планка)
стальные профилированные прокатные изделия в виде полос; предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.
Первые металлические Р. были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный завод в Петрозаводске). Со 2-й половины 19 в. начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись на Путиловском и др. заводах). Предприятия современного прокатного производства выпускают Р. из специальной рельсовой стали, химический состав которой определён государственым стандартом.
Железнодорожные Р. - элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В СССР приняты 4 типа Р. - Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округлённой массе 1 м). Профиль Р. (рис.) сходен с двутавром, размеры регламентированы государственными стандартами. Выбор типа Р. зависит от грузонапряженности пути. С середины 50-х гг. выпускают Р. длиной 12,5 м; с начала 70-х гг. осуществляется переход на Р. длиной 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные Р. Основные сведения о Р. фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Ж.-д. Р., изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в СССР; сечение профиля в основном также сходное с двутавровым.
Трамвайные Р. производятся аналогично ж.-д., но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью поперечного сечения. Выпускают Р. длиной 15-18 м; при укладке их обычно сваривают.
Для рудничного транспорта, передвижных подъёмных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций и агрегатов и т. п. используют Р. более лёгкие, чем для ж.-д. подвижного состава, в некоторых случаях - специального профиля.
Лит.: Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1969: Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974.
В. И. Тихомиров.
Профиль стандартного железнодорожного рельса:
H - высота; B - ширина подошвы; f - высота подошвы; t - толщина подошвы; h - высота головки; Бн - ширина головки по низу; Бв - ширина головки по верху; l - минимальная толщина шейки.

Рельсоукладчик    Рельсы    Релятивизм