Рембо

Рембо в Энциклопедическом словаре:
Рембо - (Rimbaud) Артюр (1854-91) - французский поэт. Один из раннихпредставителей символизма (баллада ''Пьяный корабль'', 1871). ПосвятилПарижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи ''Парижзаселяется вновь'', ''Руки Жанны Мари'' (оба 1871). В книгах стихов и прозы''Сквозь ад'' (1873), ''Озарения'' (издана в 1886) - ''разорванность'' мысли,нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическаяконкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью ипророческим пафосом. Вскоре отошел от литературы, стал торговым агентом вЭфиопии.

Определение слова «Рембо» по БСЭ:
Рембо (Rimbaud)
Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, - 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля, В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Р. с сарказмом обрушивался на мещанство
(«Заседатели»), Вторую империю («Бешенство кесаря» и др.), религию («Наказание Тартюфа», «Зло»), связывая с Республикой надежды на перестройку общества («Кузнец»). Разочарование в правительстве
«национальной измены» вызвало у него в начале 1871 кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Р. веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции -
«Военный гимн Парижа», «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны-Мари» (1871). В поэзии Р. развивались реалистическая образность, психологизм, сатира («Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», сатирические стихи т. н. «Зютистского альбома»).
Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и дальнейшем творческом пути Р.
Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные». В символистский период Р. создал т. н. «Последние стихотворения» (1872) и стихотворения в прозе, т. н. «Озарения» (написаны 1872-73, изд. 1886). Книга
«Сквозь ад» (1873), сочетая трагическую разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм 20 в. Со 2-й половины 70-х гг. 19 в. Р. отошёл от литературы и после долгих скитаний в 1880 был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 в. вокруг наследия Р. развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Лучшие поэтические традиции Р. были восприняты Г. Аполлинером, П. Элюаром, поэтами Сопротивления.
Соч.: Œuvres, [2 йd.], P., [1964]; Œuvres, P., [1966]; в рус. пер,- Стихотворения, М., 1960; [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.
Лит.: Лившиц Б. К., От романтиков до сюрреалистов, Л., [1934]; Балашов Н., Рембо, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; его же, Блэз Сандрар и проблема поэтического реализма XX в., в кн. Сандрар Б., По всему миру..., М., 1974; Е tiemble R. et GaucIere Y., Rimbaud, P., 1950; Fowlie W., Rimbaud. [A critical study], Ch. - L., [1967]; Gascar P., Rimbaud et la Commune, [P., 1971];
«Europe», 1973, № 529-30 (№ посвящен Рембо).
Н. И. Балашов.
А. Рембо.

Ремарочный    Рембо    Рембрандт