Рименшнейдер

Рименшнейдер в Энциклопедическом словаре:
Рименшнейдер - (Riemenschneider) Тильман (ок. 1460-1531) - немецкийскульптор Возрождения. Позднеготические традиции сочетал со стремлением кжизненности и гармонии образов, ясности композиции (алтарь ''Святой крови'', 1501-04).

Значение слова Рименшнейдер по словарю Брокгауза и Ефрона:
Рименшнейдер (Тильман Riemenschneider, прозванный "Мастером Диллем") — один из лучших немецких скульпторов конца XV и начала XVI столетия (1460—1531). Кто был его учителем — неизвестно, но не подлежит сомнению, что он образовался под влиянием реалистического направления современных ему нидерландских мастеров. Явившись в 1483 г. в Вюрцбург в качестве подмастерья фигурно-резного дела, он поселился в этом городе, с 150 4 г. сделался членом тамошней ратуши, в 1520 г. был избран в первые бургомистры, но через пять лет, за свою приверженность к реформации, исключен из числа городских управителей. Известность его, как искусного скульптора, была широко распространена за пределами вюрцбургского округа; его многочисленные, дошедшие до нас произведения, исполненные по большей части из песчаника и мрамора, равно как и из дерева, свидетельствуют, что он умел соединять в них верность натуре с благородством сочинения и экспрессивностью. Замечательнейшее из этих произведений — мраморный надгробный памятник императора Генриха II и его супруги, Кунигунды, в вюрцбургском соборе, состоящий из фигур обоих усопших и из рельефов, изображающих эпизоды их жизни (1513). В ряду прочих скульптур Р. наиболее достойны внимания мраморные памятники епископов Рудольфа фон-Шеренберга и Лауренца фон-Бибры, в том же соборе, "Адам" и "Ева" (1490—93), "Иоанн Креститель", "Христос и 12 апостолов" (в Мариинской церкви, в Вюрцбурге, 1500—06), "Мадонна" (в неймюнстерской церкви, там же), другая "Мадонна", резанная из дерева (в церкви Фолькаха, близ Швейнфурта) и два "Снятия с креста", в церквах Гейдигсфельда и Майдбрунна (1525). А. С—в.

Определение слова «Рименшнейдер» по БСЭ:
Рименшнейдер (Riemenschneider)
Тильман (около 1460, Хейлигенштадт, Тюрингия, - 7.7.1531, Вюрцбург), немецкий скульптор эпохи Возрождения. Работал в Вюрцбурге (с 1483). В 1525 за связь с восставшими франконскими крестьянами был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам. Произведения Р. (статуи Адама и Евы; надгробие Рудольфа фон Шеренберг, камень, 1496-99, собор Санкт-Килиан, Вюрцбург; алтарь святой крови, дерево, 1501-04, Якобскирхе, Ротенбург) сохраняют динамику форм и изломанность линий, характерную для поздней готики. Однако Р. одним из первых отказался от традиционной раскраски и позолоты статуй, наделял отчётливо индивидуализированные персонажи интенсивной духовной жизнью, виртуозно используя для этого фактуру материала и обращая особое внимание на жизненную убедительность мимики и жестов. В поздних работах Р. (алтарь Марии, дерево, 1505-10, Херготскирхе, Креглинген; надгробие Лоренца фон Бибра, камень, около 1519, собор Санкт-Килиан, Вюрцбург; рельеф «Оплакивание Христа» в алтаре приходской церкви в Майдбронне, известняк, 1519-1523)
проявляется стремление мастера к большей обобщенности и внутренней ясности образов, к гармонической уравновешенности композиции.
Лит.: Flesche Н., Tilman Riemenschneider. [Album], Dresden, [1957]; Gerstenberg K., Tilman Riemenschneider, 5 Aufl., Mьnch., [1962].
В. Д. Синюков.
Т. Рименшнейдер. Статуя Адама. Камень. 1491-93. Майнско-Франконский музей. Вюрцбург.

Т. Рименшнейдер. Статуя Евы. Камень. 1491-93. Майнско-Франконский музей. Вюрцбург.

Т. Рименшнейдер. «Св. Симон» (из Мариенкапелле в Вюрцбурге). Дерево. Около 1500. Баварский национальный музей. Мюнхен.

Римейк    Рименшнейдер    Римесса