Римский-Корсаков
Римский-Корсаков в Энциклопедическом словаре:
Римский-Корсаков - Николай Андреевич (1844-1908) - российский композитор,дирижер, музыкально-общественный деятель. Член ''Могучей кучки''.Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущипроизведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы,картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока.Римский-Корсаков - мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер(эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в т. ч. ''Псковитянка''(1872), ''Майская ночь'' (1879), ''Снегурочка'' (1881), ''Садко'' (1896),''Царская невеста'' (1898), ''Кащей бессмертный'' (1902), ''Сказание оневидимом граде Китеже...'' (1904), ''Золотой петушок'' (1907); ''Испанскоекаприччио'' (1887), ''Шехеразада'' (1888) и другие сочинения для оркестра,романсы, обработки русских народных песен и др. Завершил ряд произведенийМ. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. ПрофессорПетербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальнойшколы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
Определение слова «Римский-Корсаков» по БСЭ:
Римский-Корсаков - Михаил Николаевич [20.8(1.9).1873, Петербург, - 11.3.1951, Ленинград], советский зоолог-энтомолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Сын композитора Н. А. Римского-Корсакова. Окончил Петербургский университет (1895). Профессор Лесного института (ныне Ленинградская лесотехническая академия) с 1921. Основные труды по морфологии, анатомии, эмбриологии, систематике и биологии членистоногих, особенно насекомых (эмбий, ручейников, сеноедов, наездников и др.). Наиболее известны исследования Р.-К. в области лесной энтомологии. Под руководством и при участии Р.-К. составлен учебник
«Лесная энтомология» (1935, 3 изд. 1949), методическое пособие «Зоологические экскурсии» (ч. 1-2, 1924-28, 6 изд. 1956 совместно с Б. Е. Райковым), «Определитель повреждений лесных и декоративных деревьев и кустарников Европейской части СССР»
(1934, 3 изд. 1951 совместно с В. И. Гусевым) и др. Награжден 2 орденами Ленина.
Лит.: Штакельберг А., Памяти М. Н. Римского-Корсакова (1873-1951), «Изв. Всес. географического общества», 1951, в. 3, с. 332-36.
Римский-Корсаков -
Николай Андреевич [6(18).3.1844,
Тихвин, - 8(21).6.1908,
усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области],
русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный
писатель. Из дворян. Получил
образование в петербургском Морском корпусе, по
окончании которого (1862) участвовал в
плавании на клипере
«Алмаз»
(Европа, Северная и Южная
Америка). В 1859-60 брал
уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861 стал членом музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». Под руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Р.-К.
большое творческое
влияние, создал 1-ю симфонию (1862-65; 2-я редакция 1874). В 60-х гг. написал ряд романсов
(около 20), симфонических
произведений, в том числе музыкальную картину
«Садко» (1867, окончательная редакция 1892), 2-ю симфонию «Антар» (1868,
позже названную сюитой, окончательная редакция 1897); оперу «Псковитянка» (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная редакция 1894). С 70-х гг. музыкальная
деятельность Р.-К.
значительно расширилась: был профессором Петербургской
консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873-84), директором
Бесплатной музыкальной школы (1874-81), помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883-94), возглавлял Беляевский
кружок (с 1882), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов.
Направление творчества Р.-К. тех лет во многом определялось его
глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг.
Отсюда живой интерес композитора к русскому
фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник
«100 русских народных песен» (1876, изд. 1877, гармонизовал
русские песни, собранные Т. И. Филипповым («40 песен», изд. 1882).
Увлечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в
«Снегурочке» (по А. Н. Островскому, 1881) - одном из
наиболее вдохновенных и поэтических
сочинений Р.-К., а
также в написанных позднее операх «Млада» (1890), «Ночь
перед рождеством» (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано
большинство симфонических произведений, в том числе
«Сказка» (1880), «Симфониетта на русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887),
сюита «Шехеразада» (1888),
увертюра «Светлый праздник» (1888). Во 2-й
половине 90-х гг.
творчество Р.-К. приобрело исключительную
интенсивность и
разнообразие. После оперы-былины
«Садко» (1896), с её красочным контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических «подводных» сцен, Р.-К. сосредоточивает
внимание на внутреннем мире человека.
Стремление к
углублённой лирической
выразительности проявляется в романсах (1897-98), операх
«Моцарт и Сальери» (на
текст А. С. Пушкина, 1897), «Боярыня Вера Шелога»
(пролог к опере «Псковитянка», 1898) и наиболее
полно раскрывается в опере «Царская невеста» (по Мею, 1898) - напряженно-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера
«Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900), с её
подчёркнуто условной театральностью и элементами
стилизации народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 в.
Дыхание времени
своеобразно проявилось и в
величественной, патриотической опере-легенде
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной социально-политической
направленностью отмечены две оперы-сказки: «Кащей бессмертный» (1901), с её идеей
освобождения от деспотического гнёта, и
«Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) - беспощадная
сатира на царское самодержавие.
Творчество Р.-К. глубоко
самобытно и
вместе с тем развивает
классические традиции.
Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная
опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее
характерные черты творческого облика Р.-К. выявляются в произведениях, связанных с миром
сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта.
Здесь раскрываются его
замечательный живописно-изобразительный дар,
свежесть и особая
чистота лирики,
искренней, тёплой и
несколько созерцательной. Стиль Р.-К. ярко национален.
Композитор использует в своих произведениях
подлинные народные темы и органично претворяет
песенные интонации в собственных мелодиях.
Много нового вносит он в гармонию и
инструментовку, значительно расширяя и обогащая их
колористические возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая
палитра отличается богатством оттенков,
красочностью и блеском.
Основная
область творчества Р.-К. -
опера. 15 его опер представляют
необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства.
Былина, сказка, легенда питают творчество Р.-К. не
только сюжетами, но и идеями, помогая композитору
понять и
передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в
торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Р.-К. считал
пение. Тем не
менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как
важный, а
иногда и
главный носитель сквозного музыкально-драматургического
развития. Нередко ему поручаются
самостоятельные симфонические картины:
например вступление
«Океан-море синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже».
Симфоническое творчество Р.-К.
представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), а также характерными для
«кучкистов» программными сочинениями
преимущественно живописно-картинного или сказочного
содержания («Садко», «Антар»).
Большинство симфонических произведений
основано на
принципе контрастного
сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда
преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.
Творчество Р.-К. - ярчайшая
страница в истории русской культуры. Его
воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская
работа Р.-К.,
благодаря которой увидели свет и были исполнены
многие шедевры русского искусства
(«Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; он также подготовил к изданию совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки).
Исключительное значение имела педагогическая деятельность Р.-К. Он был главой крупной школы, воспитал
свыше 200 учеников,
среди которых - А. К.
Глазунов, А. К.
Лядов, М. М.
Ипполитов-Иванов, А. С.
Аренский, И. Я.
Мясковский, Н. В.
Лысенко. А. А.
Спендиаров, М. А.
Баланчивадзе, Я.
Витол и др.
Некоторые из них сыграли
затем важную роль в
формировании профессиональной музыки народов СССР. Частичным обобщением педагогического труда Р.-К. явились его
учебники гармонии и
оркестровки. Автобиографическая книга
«Летопись моей музыкальной жизни» (1909), освещающая
важнейший период становления русской музыки, -
ценный исторический документ.
В г. Тихвине в 1944 в доме, где родился композитор, открыт
музей (Дом-музей Р.-К.).
Соч.: Полное
собрание соч., т. 1-50, М. - Л., 1946-70
(издание продолжается).
Лит.: Римский-Корсаков А. Н., Н. А. Римский-Корсаков.
Жизнь и творчество, в. 1-5, М., 1933-46:
Асафьев Б.
(Игорь Глебов), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1944), М. - Л., 1944; его же,
Симфонические этюды, Л., 1970;
Янковский М., Римский-Корсаков и революция 1905 года, М. - Л., 1950; Римский-Корсаков.
Исследования. Материалы. Письма, т. 1-2, М., 1953-54
(Музыкальное наследство);
Гнесин М. Ф.,
Мысли и
воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956; Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков.
Воспоминания, т. 1-2, Л., 1959-60;
Данилевич Л. В., Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961;
Соловцов А., Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, 2 изд., М., 1969;
Кунин И., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах, Л., 1974.
О. Б. Степанов.
Н. А. Римский-Корсаков.
Римский-Корсаков - Николай
Петрович [21.11(2.12).1793, Петербург, - 31.10(12.11.)1848, там же], русский военно-морской деятель и педагог,
вице-адмирал (1848). Окончил
Морской кадетский
корпус (1807).
Участник Отечественной
войны 1812. С 1816 на службе в военном флоте. Совершил ряд морских походов, в 1823-26
участник кругосветного плавания под командованием О. Е.
Коцебу. Участник русско-турецкой войны 1828-1829. С 1842
помощник директора, с 1843
директор Морского кадетского корпуса. Усилил
практический характер учебного процесса, содействовал
пополнению музея корпуса. Именем Р.-К. назван
остров в Тихом океане.
Лит.:
Кротков А., Морской кадетский корпус, СПБ, 1901.
Римский Университет
Римский-Корсаков
Римско-Католическая Церковь