Роббиа

Роббиа в Энциклопедическом словаре:
Роббиа - (Robbia) - семья итальянских скульпторов, представителей РаннегоВозрождения во Флоренции. Впервые применили в скульптуре техникумайолики:1) Лука делла Роббиа (1399 или 1400-1482), глава семьи (певческаякафедра в соборе Санта-Мария дель Фьоре, 1431-38).2) Его племянник Андреаделла Роббиа (1435-1525). Медальоны на фасаде Оспедале дельи Инноченти(1463-66).3) Джованни делла Роббиа (1469 - после 1529), сын Андреа деллаРоббиа.

Значение слова Роббиа по словарю Брокгауза и Ефрона:
Роббиа (della Robbia) — семейство итальянских скульпторов: 1) Лука делла Р. (1399—1482), флорентиец, находился отчасти под влиянием Гиберти и Донателло и прославился, главным образом, как родоначальник действовавшей в течение более чем столетия школы скульпторов, занимавшихся производством рельефов из обожженной глины. До Луки делла Р. эта отрасль ваяния имела ремесленный характер, но пользовалась в Италии широким распространением, благодаря жизненности и глубоко национальному духу, какие безымянные художники умели сообщать своим небольшим рельефам. На них изображались преимущественно Мадонны, и они составляли любимую принадлежность почти каждого дома. Лука делла Р. оживил этот род скульптуры и применил его к украшению зданий. Изобретя особый род цветной глазури, которая придавала подобным рельефам большую прочность, он, вместе с тем, сообщил им натуралистический характер, далекий, однако, от крайностей. Произведения Л. делла Р. свидетельствуют о том, что он глубоко вникал в натуру и был наделен редкой теплотой чувства. Типы изображенных в них фигур благородны и привлекательны, их позы спокойны и величественны. Окраска этих рельефов не особенно богата и состоит лишь в нескольких колерах (белом, голубом, желтом, зеленом, фиолетовом), без постепенных нюансов; она не стремится подражать краскам природы, а имеет единственно декоративную цель. Исполненный в манере Л. делла Р. поливные скульптуры рассеяны по всей Тоскане и служат украшением фасадов многих церквей, ратуш и частных построек, равно как и церковных алтарей, люнетов над дверьми и окнами, саркофагов, купелей и т. п. Выступающие на них среди голубого фона фигуры, окрашенные в бледные цвета, вполне гармонируют с мрамором и бронзой. Самим Л. делла Р. были исполнены, между прочим, рельефы в ризнице Луккского собора, в капелле Пацци и в С.-Миниато, во Флоренции. Из мраморных изваяний этого мастера заслуживает внимания в особенности фриз с изображением детей, танцующих и играющих на музыкальных инструментах (1431); первоначально он украшал собой трибуну певцов и музыкантов (cantoria) во флорентийском соборе С.-Мария-дель-Фиоре, а теперь хранится в музее, устроенном при этом храме, и несколько напоминает собою рельеф работы Донателло, исполненный для той же трибуны. 2) Андреа делла Р. (1437—1528), племянник и сотрудник предыдущего, сделавшийся впоследствии главой основанной им школы. Первыми самостоятельными произведениями А. делла Р. были превосходные рельефы, украшающие собой воспитательный дом во Флоренции и изображающие спеленатых младенцев. Впоследствии этот художник подпал влиянию А. дель Вероккио и обратился к более сложным композициям, причем, для раскраски своих работ, стал употреблять большее чем прежде, количество цветов. Род пластики, изобретенный Л. делла Р., с успехом возделывали также сыновья его племянника, Джованни (1469—1529?), Джироламо, Лука и Амброджо делла Р. А. А. С—в.

Определение слова «Роббиа» по БСЭ:
Роббиа (Robbia)
семья итальянских скульпторов эпохи Возрождения, впервые применивших технику цветной майолики к рельефу и круглой пластике. Жили и работали во Флоренции. Главой семьи был Лука делла Р. (1399 или 1400 - 23.2.1482), получивший художественное образование в ювелирной мастерской. Испытал влияние Л. Гиберти. Первоначально работал в бронзе и мраморе (мраморные рельефы певческой трибуны в соборе Санта-Мария дель Фьоре, 1431-38), в 1440-х гг. изготовлял окрашенные в ясные тона майоликовые рельефы для украшения зданий и алтарей (13 медальонов в капелле Пацци церкви Санта-Кроче). Среди произведений Луки делла Р., проникнутых земным, жизнеутверждающим духом, особенно многочисленны композиции с изображением мадонны, полные лирической одухотворённости (люнета Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа). Племянник, приёмный сын и ученик Луки - Андреа делла Р. (1435-1525), работая уже исключительно в технике майолики, расширил сферу её применения (круглые статуи и т. д.), употреблял более разнообразные тона. Среди произведений: медальоны с изображением спелёнутых младенцев на фасаде Оспедале дельи Инноченти (1463-66), группа
«Встреча Марии с Елизаветой» (1491, церковь Сан-Джованни Фуорчивитас, Пистоя). Из сыновей Андреа, продолжавших его традиции, наиболее одарённым был Джованни делла Р. (1469 - после 1529), произведения которого благодаря необычайно богатой полихромии напоминают алтарные живописные образы и несут известный оттенок натурализма.
Лит.: Marquand A., Andrea della Robbia and his atelier, v. 1-2, Princeton - L., 1922; Planiscig L., Luca della Robbia, Firenze, [1948]; Bravo C. deI, Lumanesimo di Luca della Robbia, «Paragone», 1973, v. 285, p. 3-34.
Лука делла Роббиа. «Мадонна с ангелами». 15 в. Деталь Люнеты Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа во Флоренции.

Роббер    Роббиа    Роббинс