Ротари

Ротари в Энциклопедическом словаре:
Ротари - (Rotari) Пьетро (1707-62) - итальянский живописец. С 1756 работал вРоссии. Писал в стиле рококо, преимущественно манерные, идиллическиеизображения женских головок (галереи в Петродворце, Ломоносове,Архангельском).

Значение слова Ротари по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ротари (граф Пьетро conte de Rotari, 1 707—1762) — итальянский исторический и портретный живописец, родом из Вероны. Выучившись в этом городе рисованию у Р. Ауденарде, посещал школу А. Балестры, и затем совершенствовался в живописи под руководством Тревизани, в Риме, и Солимены, в Неаполе. Посетив разные города Италии, жил довольно долго в Германии, в 1750 г. работал в Вене, потом в Дрездене, откуда, в 1757 г., был вызван ко двору императрицы Елизаветы Петровны. Оставшись в Петербурге до конца своих дней, написал здесь несколько исторических картин, множество портретов и несчетное количество идеальных женских головок. Вообще был завален заказами и пользовался большим почетом в высших сферах петербургского общества. После его смерти, Екатерина II купила все оставшиеся в его мастерской головки красавиц и приказала разместить их частью в особой зале большого Петергофского дворца, названной "Кабинетом мод и граций", где они находятся и в настоящее время, частью в китайском павильоне Ораниенбаумского парка. Произведения графа де-Р. манерны; колорит его не отличается большой силой, изобилует сероватыми, пепельными тонами; живопись у него — сахарная, прилизанная, но он не был лишен вкуса, чувствовал гармонию красок и обладал технической виртуозностью. Из исторических картин графа Р., лучшими считаются: "Благовещение" (написанное для одной из церквей Гвасталлы), "Св. Людовик Тулузский, раздающий нищим милостыню" (в церкви этого святого в Падуе) и "Бегство во Египет" (в Дрезденской галерее); из портретов — изображающие Марию-Антонию, супругу саксонского курфюрста Леопольда (в Нимфенбургском дворце, близ Мюнхена), императрицу Елизавету Петровну, в черной мантилье, с черной кружевной наколкой на голове (самый похожий из всех портретов этой государыни, превосходно гравированный Чемезовым; находится в Гатчинском дворце) и Екатерины II (в Роман. галерее Зимнего дворца в СПб.), а из жанров — две картинки мюнхенской пинакотеки: "Девушка, доведенная до слез" и "Спящая девушка, которую молодой человек будит, щекоча ее ноздри колосом пшеницы". Р. прекрасно гравировал офортом. В "Allgemeines Künstler Lexicon" Н алера упоминается 21 его гравюра; из них особенно удачны "Св. Анна, учащая юную Богородицу чтению", "Св. Людовик Тулузский" (воспроизведение вышеупомянутой падуанской картины), "Истязание Спасителя" и "Три святых монаха". A. C— в.

Определение слова «Ротари» по БСЭ:
Ротари - Ротари (Rotari, Rotharis)
(около 606-652), король лангобардов с 636. Вёл войны с Византией, завоевал Лигурию (в том числе в 641 Геную) и территорию в районе Адриатического моря. В 643 кодифицировал обычное право лангобардов (так называемый эдикт Ротари).


Ротари - Ротари (Rotari)
Пьетро (30.9.1707, Верона, - 31.8.1762, Петербург), итальянский живописец. Работал в Вероне (с 1734), Вене, Дрездене и Мюнхене (около 1750-56), Петербурге (с 1756). Произведения Р., исполненные в стиле Рококо, отличаются манерной грациозностью, светлым колоритом; особенно характерны для его творчества идеализированные изображения женских головок и жанровых фигур [в
«Кабинете мод и граций» (не сохранился) Большого дворца в Петергофе их было более 300]. Гораздо содержательнее некоторые мужские портреты Р. («В. В. Растрелли», илл. см. при ст. Растрелли В. В.). Творчество Р. оказало некоторое влияние на русских портретистов (Ф. С. Рокотова и др.).
Лит.: Бенуа А. Н., Ротари в Гатчине, Л., 1929.

Ротапринтный    Ротари    Ротару