Софисты

Софисты в Энциклопедическом словаре:
Софисты - (от греч. sophistes - искусник - мудрец, лжемудрец), в Др. Грециилюди, сведущие в какой-нибудь области:1) профессиональные учителяфилософии и красноречия 2-й пол. 5 - 1-й пол. 4 вв. до н. э. (Протагор,Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софитов характерноперемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии квыработке прагматических рецептов поведения человека ''без предрассудков'' вобществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания,риторическая, логическая и лингвистическая теория ''убедительной речи''). Скритикой софистов выступили Сократ и Платон.2) Профессиональные ораторы2-5 вв. н. э., культивировавшие классические образцы древнегреческойриторики.

Определение слова «Софисты» по БСЭ:
Софисты (от греч. sophistes - умелец, изобретатель, мудрец, лжемудрец)
термин, которым в древнегреческой литературе обозначали: 1) умных, изобретательных, искусных, знающих людей, иногда людей специальной профессии; 2) в узком смысле - учителей мудрости и красноречия, философов 2-й половины 5-1-й половины 4 вв. до н. э., которые впервые в Греции стали преподавать своё искусство за деньги. Наиболее значительными С. были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. С. не представляли собой единой группы ни по социально-политической ориентации (например, Протагор тяготел к рабовладельческой демократии, а Критий был врагом демократии), ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии (Протагор опирался на идеи Гераклита, Горгий и Антифонт - на идеи элейской школы и т.п.), ни по их собственным философским идеям.
Можно выделить некоторые общие черты философии С. - перемещение философских интересов из сферы натурфилософии в область этики, политики, теории познания. С. призывали изучать самого человека и его субъективные особенности, часто доходя при этом до Релятивизма и субъективизма. Идеи С. вошли в древнегреческую философию как её необходимый составной элемент, их влияние заметно не только у Сократа, Платона и Аристотеля, у представителей мегарской школы и киников, но и во всей философии эллинизма, включая Неоплатонизм.
Вырождение софистики началось уже в 4 в. до н. э. (Евтидем и др.). С. постепенно превращались в фокусников, берущихся с помощью софизмов и др. способов (подробно описанных Аристотелем в «Софистических опровержениях») защищать или опровергать любые мнения.
Под именем «второй софистики» известно литературное течение 2 в. н. э., стремившееся реставрировать идеи и стиль греческой классики 5-4 вв. до н. э. Оно отличалось учёностью, прекрасным знанием предшествующей греческой литературы; традиции С. в собственном смысле слова оно продолжило до некоторой степени только в лице Лукиана.
Соч.: Diels Н. von, Fragmente der Vorsokratiker, 12 Aufl., В., 1966: в рус. пер. в кн.: Маковельский А. О., Софисты, в. 1-2, Баку, 1940-41.
Лит.: Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 10, М. - Л., 1932, с. 3-33; Гиляров А. Н., Греческие софисты., М., 1888; Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969: Duprйel F., Les sophistes, P. - Neuchвtel, 1948: Gomperz H., Sophistik und Rhetorik..., Nachdruck, Lpz., 1965; Jaeger W. W., Paideia, Bd 1, B., 1959; Guthrie W. K., A history of Greek philosophy, Camb., 1969, р. 1-322.
А. Ф. Лосев.

Софистка    Софисты    Софит