Средние Специальные Учебные Заведения
Средние Специальные Учебные Заведения в Энциклопедическом словаре:
Средние Специальные Учебные Заведения - в Российской Федерации - готовятспециалистов средней квалификации для работ в отраслях экономики,здравоохранения, культуры: техникумы (промышленные, горные, строительные,сельскохозяйственные и т. п.), училища (педагогические, медицинские,музыкальные, художественные, различные профессиональные колледжи и др.).Срок обучения на дневных отделениях для выпускников неполной средней школы3-4 года (профессиональная подготовка сочетается с получением полногосреднего образования), для окончивших среднюю школу - 1 1/2 - 3 года; навечерних и заочных отделениях - на 1 год больше. В нач. 90-х гг.насчитывалось ок. 2,6 тыс. средних специальных учебных заведений с 2,27млн. учащихся.
Определение «Средние Специальные Учебные Заведения» по БСЭ:
Средние специальные учебные заведения - СССР, готовят кадры со средним специальным образованием для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, различных отраслей культуры, здравоохранения - организаторов труда низовых рабочих звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, непосредственных исполнителей квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующих теоретических знаний; осуществляют также повышение квалификации этих кадров.
Первые средние специальные (технические, медицинские, с.-х., педагогической и др.) училища и школы военные и гражданские появились в Европе в 18 в., и России - Горнозаводские школы на Урале, артиллерийская школа (основана в 1712), военная фельдшерская школа (1754), театральное училище (1783), учительская семинария (1786), акушерская школа (1797) - в Петербурге; военная фельдшерская школа (1764), коммерческое училище (1773), акушерская школа (1797) - в Москве и др. С развитием промышленности, экономики и культуры в 19 в. стали создаваться промышленные, технические, с.-х. и др. училища и школы: Московская земледельческая школа (1822), Красноуфимское (1875), Московское (1883), Иркутское (1889) промышленные технические училища, Комиссаровское (1886, в Москве), Брянское (1890) технические училища, Харьковское с.-х. училище (1855).
Выпускники получали звание техника (по механическим, строительным, химическим, горнозаводским и др. специальностям), младшего агронома, помощника агронома и др. Специалистов для торгового флота готовили мореходные и судостроительные училища, в том числе Архангельское дальнего плавания (1841), Ростовское мореходное (1876), Одесское торгового мореплавания (1898); служащих банков, торговых фирм и коммерсантов для ведения самостоятельных торговых операций - коммерческие училища; учителей начальник школ - учительские семинарии; фельдшеров - гражданские фельдшерские школы. К концу 19 в. было 143 С. с. у. з., в том числе 14 средних технических училищ, 12 с.-х., 11 мореходных, судостроительных и училищ судовых механиков, 64 учительские семинарии, 34 фельдшерские школы и др. В начале 20 в. царское правительство вынуждено было расширить сеть С. с. у. з. В 1914/15 действовало 450 С. с. у. з. (54 тыс. учащихся), в том числе 50 промышленных, строительных и транспортных, свыше 20 с.-х. и землемерных, 65 фельдшерских и акушерских. В Киргизии, Таджикистане и Туркмении не было ни одного С. с. у. з., в Узбекистане и Армении - по одному.
В первые годы Советской власти было организовано около 450 новых С. с. у. з. (получивших наименование Техникумов). В 1921/22 работало 936 техникумов (123,3 тыс. учащихся), которые готовили кадры по отраслевым группам специальностей - горные, металлургические, механические, электромеханические, химические, строительные, текстильные, пищевые, индустриально-земледельческие, фотокинотехнические, транспортные, с.-х., медицинские, педагогические и др. В 30-е гг. номенклатура специальностей значительно расширилась, были созданы вечерние и заочные отделения в техникумах (в 1930 - при 584 техникумах). Организованы новые техникумы на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане, республиках Средней Азии - преимущественно вблизи крупных промышленных строек. В 1940 было 3773 С. с. у. з. (974,8 тыс. учащихся, в т. ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 свыше 600 С. с. у. з. было разрушено; в 1945-46 действовало 3169 техникумов и училищ (1007,7 тыс. учащихся). В 50-е гг. для подготовки специалистов без отрыва от работы на производстве были открыты специализированные вечерние и заочные техникумы, расширена сеть вечерних и заочных отделений при дневных учебных заведениях.
В 1975 работало около 4300 С. с. у. з., в том числе 41 заочное и 223 вечерних (4,5 млн. учащихся, из них 2,8 млн. в системе дневного обучения, 53% учащихся составляли женщины). С. с. у. з. созданы во всех союзных республиках (см. табл.).
| 1914/15 (в современных границах) | 1974/75 |
| число учебных заведений | количество учащихся, тыс. | число учебных заведений | количество учащихся, тыс. |
Всего в СССР | 450 | 54,3 | 4286 | 1477 |
В том числе: |
РСФСР | 297 | 35,4 | 2477 | 2673 |
Украинская ССР | 88 | 12,5 | 731 | 779 |
Белорусская ССР | 15 | 1,4 | 131 | 152 |
Узбекская ССР | 1 | 0,1 | 183 | 176 |
Казахская ССР | 7 | 0,3 | 207 | 226 |
Грузинская ССР | 5 | 0,5 | 95 | 50 |
Азербайджанская ССР | 3 | 0,5 | 77 | 71 |
Литовская ССР | 13 | 1,5 | 78 | 67 |
Молдавская ССР | 5 | 0,5 | 47 | 53 |
Латвийская ССР | 11 | 1,3 | 54 | 40 |
Киргизская ССР | 1 | 0,1 | 37 | 42 |
Таджикская ССР | 4 | 0,2 | 38 | 38 |
Армянская ССР | | | 64 | 51 |
Туркменская ССР | | | 30 | 28 |
Эстонская ССР | | | 37 | 24 |
Различают две основные группы С. с. у. з.: техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х.,
экономические, кооперативные и др.) и училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные и др.).
Некоторые по традиции называются школами (культпросвет-школы, школы милиции);
некоторые (морские и
речные, технические) сохраняют
традиционные название училищ. Особая
группа - средние Военно-учебные заведения. В 60-е гг. сформировался
новый тип С. с. у. з. - совхоз-техникум, где
учебный процесс органически сочетается с производством с.-х.
продукции. В 1975 было свыше 200 совхозов-техникумов.
С. с. у. з., как
правило, осуществляют подготовку специалистов по нескольким близким по профилю специальностям, в отдельных случаях создаются политехнические учебные заведения.
Структура и
содержание работы С. с. у. з. определены «Положением о средних специальных учебных заведениях СССР», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969. С. с. у. з.
обычно находятся в ведении отраслевых министерств, для которых они готовят специалистов, некоторые - министерств высшего и среднего специального
образования или министерств
просвещения (народного образования) союзных республик.
Общее руководство осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР.
В
состав С. с. у. з. входят отделения, которые создаются как по формам обучения (дневные, вечерние, заочные), так и по группам однородных специальностей
(технологические, электротехнические, механические и др.).
Многие техникумы и училища имеют свои
филиалы, учебно-консультационные пункты на предприятиях, стройках, в организациях и учреждениях и т.д.
Учебный процесс организуется по учебным планам и программам, утвержденным министерством высшего и среднего специального образования СССР. Программы некоторых специальных предметов разрабатываются и утверждаются по
поручению министерства высшего и среднего специального образования СССР отраслевыми министерствами или ведомствами.
Существуют единые
правила приёма в С. с. у. з.
Право поступления гарантировано всем гражданам независимо от пола, расы,
национальности, вероисповедания, социального
происхождения и имущественного
положения. На дневные отделения принимаются лица до 30 лет (на вечерние и заочные - без
ограничения возраста), окончившие не
менее 8 классов средней школы. Для окончивших среднюю общеобразовательную школу существуют группы с сокращённым сроком обучения. Поступающие сдают, как правило, 2-3 конкурсных экзамена: окончившие 8-летнюю школу - по русскому языку
(диктант) и
математике (письменно и
устно), выпускники средней школы - по русскому языку и
литературе (сочинение) и профилирующему
предмету (например, на технологические
специальности - по химии, на механические и строительные - по математике). В некоторых С. с. у. з. проводится
вступительный экзамен, имеющий целью
определение способностей абитуриента в области
избранной профессии (например, в художественных - по
рисованию, в музыкальных - по
музыкальной грамоте). Лица, окончившие среднюю школу с
золотой медалью или 8-летнюю школу с
похвальной грамотой, принимаются без экзаменов.
Срок обучения на дневных отделениях для лиц, окончивших 8-летнюю школу, 3-4 г., для окончивших среднюю общеобразовательную школу - 1,5-3 г., преимущественно 2,5 г.
Выпускники получают
диплом единого образца, им вручается
нагрудный знак, утвержденный для лиц, окончивших С. с. у. з.
Для учащихся издаются специальные
учебники и учебные
пособия по общетехническим и профилирующим дисциплинам.
Большинство учащихся (свыше 70%) получает стипендии;
многие учебные заведения имеют
общежития для учащихся. С. с. у. з. играют значительную роль в
осуществлении всеобщего среднего образования в стране. В 1971-75 в них получили
среднее образование свыше 3 млн. чел. Различного типа С. с. у. з. существуют в
большинстве других стран (см. разделы
Просвещение, Народное образование в статьях о странах, а также статьи об отраслях специального образования, например
Горное образование, Педагогическое образование).
Б. А.
Кузьмин.
Средние Горные Породы
Средние Специальные Учебные Заведения
Средний