Стасов

Стасов в Энциклопедическом словаре:
Стасов - Василий Петрович (1769-1848) - российский архитектор. Представительампира. Павловские казармы (ныне Ленэнерго, 1817-21), Преображенский(1827-29) и Троицкий (1828-35) соборы, Нарвские (1827-34) и Московские(1834-38) триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, провиантские склады вМоскве (1821-35).


Владимир Васильевич (1824-1906) - российский художественный имузыкальный критик, историк искусства, почетный член Петербургской АН(1900). Сын В. П. Стасова. Идеолог и активный участник творческой жизни''Могучей кучки'' и Товарищества передвижников; выступал против академизма,за реализм, национальный характер искусства. Монографии и статьи о музыке,живописи, скульптуре, русских композиторах и художниках. Труды в областиархеологии, истории, филологии, фольклористики.
Дмитрий Васильевич (1828-1918) - российский общественный деятель,адвокат. Сын В. П. Стасова. Один из учредителей Русского музыкальногообщества. Участник проведения судебной реформы 1864. Защитник на процессахД. В. Каракозова, ''193-х'' и др.

Определение слова «Стасов» по БСЭ:
Стасов - Василий Петрович [24.7(4.8).1769, Москва, - 24.8(5.9). 1848, Петербург], русский архитектор, представитель позднего Классицизма. В 1783-1794 помощник архитектора в Московской управе благочиния. К концу 1790-х гг. работал самостоятельно. В 1802-08 изучал архитектуру во Франции и Италии. С 1808 работал в Петербурге. Академик Петербургской АХ (1811). С 1816 - один из основных членов Комитета для строений и гидравлических работ в Петербурге. С 1817 ведал строительством при императорском дворе. В 1810-е гг. выполнил более 100 образцовых проектов жилых домов, оград и хозяйственных строений для провинции. Среди наиболее значительных построек С. 1810-х - начала 1820-х гг.: казармы Павловского полка (ныне «Ленэнерго»; 1817-20)
- монументальное сооружение, важная часть ансамбля Марсова поля; Конюшенное ведомство (ныне гараж; 1817-23) и Ямской рынок (1817-19) - все в Петербурге; чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам»
(1817-21), Манеж (1819-21), Большая оранжерея (1820-1823) и Конюшенный корпус (1823) - в Царском Селе (Пушкине); Провиантские склады в Москве (проект-1821, строительство закончилось в 1835). В конце 20-х - 30-е гг. С. возвёл в Петербурге два больших собора - Преображенский (1827-1829) и Троицкий (1828-35; скульптурный декор - С. И. Гальберг); Нарвские (1833; медная колесница - П. К. Клодт, С. С. Пименов; скульптурный декор - М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и др.) и чугунные Московские (1834-38; скульптурный декор - Б. И. Орловский) триумфальные ворота - величественные символы победы над Наполеоном; достроил собор и западные корпуса келий Смольного монастыря и оформил их интерьеры в духе классицизма (1832-35), восстановил после пожара 1837 фасады, парадные залы и церкви Зимнего дворца (1838-39).
Развивая основные идеи и композиционные приёмы последнего этапа рус. классицизма - Ампира, С. особенно часто обращался к строгим формам дорического ордера, добивался торжественного звучания архитектурного образа. В ряде его произведений сказались отзвуки национального торжества после победы России в Отечественной войне 1812, темы воинской героики и доблести, государственного могущества.
Лит.: Архитектор В. П. Стасов. Материалы к изучению творчества, [отв. ред. А. В. Щусев], М., 1950; Пилявский В. И., Стасов-архитектор, Л., [1963]; его же, Зодчий В. П. Стасов. 1769-1848, [Л., 1970].
В. П. Стасов.


Стасов - Владимир Васильевич [2(14).1.1824, Петербург, - 10(23).10.1906, там же], русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог. Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры 19 в. Почётный член АН (1900). Происходил из даровитой семьи, выдвинувшей ряд крупных деятелей в области культуры и общественно-политической жизни (его отец - архитектор В. П. Стасов). Окончив Училище правоведения (1843), служил по юридической специальности, но вскоре всецело посвятил себя искусству. С 1872 заведовал художественным отделом Публичной библиотеки (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Главным делом своей жизни С. считал художественную и музыкальную критику. С 1847 систематически выступал в печати со статьями по литературе, искусству, музыке.
Деятель энциклопедического типа, С. поражал разносторонностью интересов (статьи по вопросам русской и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, исследовательские и собирательские работы в области археологии, истории, филологии, фольклористики и др.). Придерживаясь передовых демократических взглядов, С. в своей критической деятельности опирался на принципы эстетики рус. революционных демократов - В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Основами передового современного искусства он считал реализм и народность. С. боролся против далёкого от жизни академического искусства (см. Академизм), официальным центром которого в России была Петербургская императорская АХ, за реалистическое искусство, за демократизацию художественной жизни. Человек огромной эрудиции, связанный дружескими отношениями со многими передовыми художниками, музыкантами, писателями, С. был для ряда из них наставником и советчиком, защитником от нападок реакционной официальной критики. Он активно участвовал в творческой жизни Артели художников, Товарищества передвижников, композиторов
«Новой русской музыкальной школы», названной им «Могучей кучкой». С. первым оценил и поддержал творчество М. М. Антокольского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина и др., а затем систематически выступал в печати с разбором и поддержкой их новых работ. Анализируя художественные образы произведений, С. обличал пережитки крепостничества и буржуазно-самодержавные порядки в России, утверждал демократические идеалы свободы и народоправия, воспитывал художников и читателей в духе патриотизма. С. последовательно отстаивал самостоятельные национальные пути развития русской композиторской школы, он повлиял на формирование эстетических и творческих принципов «Могучей кучки».
Был исследователем и пропагандистом творчества М. И. Глинки (более 30 работ, в том числе обстоятельная монография, 1857). Ценность представляют его монографии о композиторах М. П. Мусоргском, А. П. Бородине, художниках К. П. Брюллове, А. А. Иванове, В. В. Верещагине, В. Г. Перове, И. Е. Репине, И. Н. Крамском, Н. Н. Ге, М. М. Антокольском, а также творческие портреты мастеров исполнительского искусства (О. А. Петров, А. Г. Рубинштейн). С. поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Одним из первых С. начал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия рус. художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, Мусоргского).
Как историк искусства утверждал значение великих реалистических традиций творчества Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса, Ф. Гойи. Он пропагандировал в России музыку Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Статьи С. публицистичны, полемичны по тону. В пылу боевой запальчивости он впадал иногда в известную односторонность, проявлял излишнюю критичность по отношению к некоторым выдающимся художественным явлениям. Несмотря на это С. внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов русской реалистической эстетики. Заботой о русском искусстве пронизана его обширная переписка с художниками, писателями, музыкантами. Труды С. принадлежат к классическому наследию русской художественной мысли.
Соч.: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1894-1906; Избр. соч., т. 1-3, М., 1952; Письма к родным, т. 1-3, М., 1953-62.
Лит.: В. В. Стасов. Сб. статей и воспоминаний, сост. Е. Д. Стасова, М. - Л., 1949; К изучению наследия В. В. Стасова, «Советская музыка», 1974, №7; Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. Жизнь и творчество, М., 1976.
Ю. В. Келдыш, А. К. Лебедев.
В. В. Стасов. Портрет работы художника И. Е. Репина. 1883. Русский музей. Ленинград.
Стасов - Дмитрий Васильевич [20.1(1.2).1828, Петербург, - 28.4.1918, там же], русский общественный деятель, адвокат. Сын архитектора В. П. Стасова, брат В. В. и Н. В. Стасовых. Окончил Училище правоведения (1847) в Петербурге, до 1861 служил в Сенате. В 1858 организовал юридический кружок, из которого вышли некоторые деятели судебной реформы 1864. Был одним из организаторов и директоров Русского музыкального общества (1859). В годы революционной ситуации 1859-61 С. близок к революционным демократам. В 1859 содействовал встрече Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена в Лондоне. С 1866 занимался адвокатурой, был первым председателем Петербургского совета присяжных поверенных. Выступал защитником на политических процессах по делам ишутинцев, нечаевцев, И. М. Ковальского, на
«процессе 193-х», «процессе 17-ти». Находился под секретным надзором полиции, подвергался арестам в 1861 и 1879. В конце 19 - начале 20 вв. помогал в революционной деятельности своей дочери Е. Д. Стасовой. В квартире С. в июне - июле 1917 скрывался В. И. Ленин. С. - автор
«Музыкальных воспоминаний» («Русская музыкальная газета», 1909, № 11-15) и записок о каракозовском процессе («Былое», 1906, № 4).
И. Н. Сабова.

Стаскиваться    Стасов    Стасова