Стерн

Стерн в Энциклопедическом словаре:
Стерн - (Stern) Исаак (р. 1920) - американский скрипач. С 1935 концертируетв США и Европе (в т. ч. в России). Интерпретатор сочинений И. С. Баха, Л.Бетховена, И. Брамса, Б. Бартока.


(Sterne) Лоренс (1713-68) - английский писатель. Крупныйпредставитель сентиментализма. В гротескном романе ''Жизнь и мненияТристрама Шенди, джентльмена'' (1760-67) и романе ''Сентиментальноепутешествие по Франции и Италии'' (1768) полемизируют с просветительскимрационалистическим истолкованием мыслей и поступков человека. Мастерстволитературной пародии, эксперименты с художественной формой, остраянаблюдательность и психологизм определили притягательность Стерна в глазахписателей разных идейно-художественных установок (Э. Т. А. Гофман, Л. Н.Толстой, Дж. Джойс).
(Stern) Роберт (р.1939) - американский архитектор и теоретикпостмодернизма. Для его архитектурного языка характерны ироническаяинтерпретация стереотипов и свобода в обращении с историческими образцами(Павильон выставки ''Современная архитектура после модернизма'', 1980;проект ''Чикаго Трибюн'',1980).

Определение слова «Стерн» по БСЭ:
Стерн (Stern)
Исаак (р. 21.7.1920, Кременец, Украинская ССР), американский скрипач. Учился у Л. Персингера, затем у Н. Блиндера в консерватории в Сан-Франциско, где дебютировал в 1931. После выступления в Нью-Йорке (1937) гастролировал во многих странах, в том числе в СССР (впервые в 1956). Участвует в европейских и американских музыкальных фестивалях. С 50-х гг. завоевал славу одного из крупнейших скрипачей. Отличительные черты исполнительского стиля С. - простота и благородство интерпретации, красота тона, безупречное виртуозное мастерство. Тяготеет к произведениям крупной формы (соната, концерт).
Лит.: Баринова Г., Исаак Стерн, «Советская музыка», 1956, №7; Ямпольский И., Исаак Стерн, там же, 1960, № 7.


Стерн (Sterne)
Лоренс (24.11.1713, Клонмел, Ирландия, - 18.3.1768, Лондон), английский писатель. Крупнейший представитель Сентиментализма. Окончил богословский факультет Кембриджского университета (1738); священник. В пародийном романе
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (т. 1-9, 1760-67, рус. пер., т. 1-6, 1804-07) полемически утрировал и привёл к абсурду притязания просветительства на рассудочное постижение жизни. Вслед за Д. Юмом высказал сомнение и в непогрешимости сердца - основной категории сентименталистской этики. Хаотическая композиция, эксцентрическая повествовательная манера, попрание моральных табу вызвали ожесточённую полемику вокруг романа. Пересмотр литературных канонов и традиционных представлений о человеке продолжен в незаконченном
«Сентиментальном путешествии по Франции и Италии» (1768, рус. пер. 1793). Механизм резкой смены душевных состояний, прихотливая игра чувств, иронический самоанализ героя-повествователя обнаруживают здесь неполноту и односторонность представлений, идущих как от просветительства, так и от сентиментализма. Опыт психологических этюдов представляют собой и
«Проповеди Йорика» (т. 1-2, 1760-69). Влияние С. было особенно сильным во Франции (Д. Дидро) и Германии (Жан Поль); в России его испытали А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, В. Ф. Одоевский, о С. высоко отзывались А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой. В начале 20 в. формально-экспериментаторские черты поэтики С. возродились в литературе
«потока сознания».
Соч.: Works and life, v. 1-12, N. Y., 1904; Letters, Oxf., 1935: Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии, М., 1968.
Лит.: Тройская М. Л., Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Елистратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Cross W., Life and times of L. Sterne, New Haven, 1929; The winged skull..., L., [1971]: Thomson D., Wild excursions. The life and fiction of L. Sterne, L., [1972]; Hartley L., Laurence Sterne in the twentieth century, Chapel Hill, [1966].
В. А. Харитонов.
Л. Стерн.

Стермер    Стерн    Стернберг (Sternberg) Сол