Сантаяна

Сантаяна в Энциклопедическом словаре:
Сантаяна - (Santayana) Джордж (1863-1952) - американский философ-идеалист,один из главных представителей критического реализма (философского);интерпретировал его в духе платонизма. Создал учение о ''царстве бытия'', вцентре которого концепция ''идеальных сущностей''. Роман ''Последнийпуританин'' (1935).

Определение слова «Сантаяна» по БСЭ:
Сантаяна (Santayana)
Джордж (16.12.1863, Мадрид, - 26.9.1952, Рим), американский философ-идеалист, писатель (автор популярного романа «Последний пуританин», 1935). Испанец по происхождению, С. в 1872-1912 жил в США. В 1907-12 профессор Гарвардского университета. Будучи одним из главных представителей критического реализма, С. интерпретировал его в духе платонизма. С позиций критического реализма С. разделяет бытие на две сферы - феноменов сознания и материальных объектов. Свидетельством существования внешнего мира, по мысли С., служит убеждение в его объективной реальности, так называемая «животная вера».
Вместе с тем абсолютно достоверными С. считает только «данные опыта», феномены сознания. По мысли С., придерживающегося позиции скептицизма, знание внешнего мира всегда субъективно истолковано и символично, а единственной формой миропонимания является миф.
В сочинении «Царство бытия» (т. 1-4, 1927-40), претендуя на сочетание реализма с идеализмом, С. создаёт систему бытия, заключающую в себе четыре сферы - независимые и не связанные между собой «реальности»: «Царство сущности»,
«Царство материи», «Царство истины» и «Царство духа». Центральный пункт системы С. - концепция идеальных сущностей, развиваемая в русле идей Э. Гуссерля и А. Уайтхеда. Сущности, придающие качественную определённость бытию, - это всевозможные идеальные качества, духовные образования. Материя в системе С. выступает как нечто иллюзорное, как бессодержательное и бескачественное начало. В своём этическом учении С. разрабатывал концепцию «эстетической морали».
Для социальных воззрений С. характерно растворение общественных явлений в природных, биологизм, сочетающийся с «морально-эстетическим» подходом к явлениям социальной жизни. В политической жизни был противником демократии, сторонником господства «элиты».
Соч.: Interpretations of poetry and religion, N. Y., 1900; Scepticism and animal faith, L., 1923; The background of my life, N. Y., 1944; Dominations and powers, N. Y., 1951: The life of reason, v. 1-5, N. Y., 1962.
Лит.: Ендовицкий В. Д., Критика философии американского критического реализма, М., 1968; Богомолов А. С., Буржуазная философия США XX века, М., 1974, гл. 6; The philosophy of G. Santayana, Evanston - Chi., 1940; Butler R., The mind of Santayana, Chi., 1955; Munson T. N., The essential wisdom of G. Santayana, N. Y. - L., 1962.

Сантандер    Сантаяна    Сантехник