Судно На Подводных Крыльях

Судно На Подводных Крыльях в Энциклопедическом словаре:
Судно На Подводных Крыльях - судно, корпус которого при движенииподнимается над водой под действием подъемной силы, создаваемойпогруженными в воду крыльями. Патент на судно на подводных крыльях выдан вРоссии в 1891. Применяются с сер. 20 в. для перевозки пассажиров (до 300чел.) и небольших срочных грузов, в ВМФ. Скорость 80-100 км/ч.

Определение «Судно На Подводных Крыльях» по БСЭ:
Судно на подводных крыльях - судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погруженными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан в России в 1891, однако применяться эти суда стали со 2-й половины 20 в. Теоретические основы движения С. на п. к. разработаны советскими учёными М. В. Келдышем, М. А. Лаврентьевым, Н. Е. Кочиным, А. И. Владимировым и др.
Неподвижное С. на п. к. удерживается на воде силами плавучести (водоизмещающее положение). При достижении судном определённой скорости корпус его поднимается над водой (выход на крылья). Это уменьшает поверхность соприкосновения судна с водой (в воде находятся лишь крылья, их стойки, рули, гребные валы и винты), сопротивление воды движению снижается и при одинаковых удельных энергозатратах С. на п. к. удаётся развить более высокую скорость по сравнению с водоизмещающими или глиссирующими судами (см. Глиссер). Устойчивое движение С. на п. к. после выхода на крылья, а также продольная и поперечная остойчивость достигаются автоматическим изменением площади или глубины погружения крыльев (неподвижные крылья) либо угла атаки крыльев (управляемые крылья). С. на п. к. с неподвижными мало-погруженными крыльями (не пересекающими поверхность воды) применяются главным образом на реках, в условиях морского волнения более выгодны пересекающие поверхность воды глубоко погруженные дугообразные или V-образные крылья. Всё большее распространение на море находят С. на п. к. с управляемыми крыльями, снабженные устройством слежения за профилем встречных волн для автоматического регулирования угла атаки крыльев.
С. на п. к. используются для перевозки пассажиров и небольших срочных грузов, в военных (торпедные и ракетные катера) и служебных целях (охранные и посыльные суда). Корпус С. на п. к. обычно изготавливают из лёгких сплавов, крылья - из нержавеющей стали; энергетические установки - двигатели внутреннего сгорания, газовые турбины; движитель - гребной винт. С. на п. к. достигает скорости 80-100 км/ч и более. Обычное оборудование пассажирских помещений С. на п. к. - мягкие кресла авиационного типа.
Первое в СССР С. на п. к. типа «Ракета» на 66 мест было построено в 1957; судостроительной промышленностью СССР сооружаются (1976) как речные, так и морские С. на п. к., рассчитанные на 150-250 пассажиров.
Лит.: Муругов В. С., Яременко О. В., Морские суда на подводных крыльях, М., 1962; Зайцев Н. А., Маскалик А. И., Отечественные суда на подводных крыльях, 2 изд., Л., 1967.
Э. Г. Логвинович.

Судно На Воздушной Подушке    Судно На Подводных Крыльях    Судно Научно-Исследовательское (Нис)