Саади

Саади в Энциклопедическом словаре:
Саади - (между 1203 и 1210-92) - персидский писатель и мыслитель. Более 20лет странствовал в одежде дервиша. В песнях, газелях, касыдах, кит а,посланиях-поучениях, притчах, ''наставлениях царям'' ставил сложныерелигиозные, философские и этические вопросы, проповедуя соответствующиеобразцы поведения. Всемирно известны его любовная лирика, поэма ''Бустан''(1257), носящая характер философского поэтического трактата, и сборникипритч (в прозе и стихах) ''Гулистан'' (1258), в которых Саади представилжизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи.

Определение слова «Саади» по БСЭ:
Саади - ас-Саади, Сади Абдаррахман ибн Абдаллах ибн Имран ибн Амир (1596, Томбукту, - 1656, там же), африканский историк, автор хроники «Тарих ас-Судан» («История Судана») на арабском языке. Хроника С. содержит богатый материал по истории государства Сонгай в 15-16 вв., а также других государств в долине Среднего Нигера с 1591 по 1656. Значительное место занимают сведения по истории мусульманской культуры в Томбукту и Дженне. Хроника открыта немецким путешественником Г. Бартом во время его пребывания в Томбукту в 1853-54.
Соч.: Tarikh es-Soudan. Texte arabe et trad. franзaise, йd. et trad. par О. Houdas [T. 1-2], P., 1898-1900, 2 йd., P., 1964.


Саади (псевдоним; настоящее имя - Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин)
(между 1203-10, Шираз, - 9.12.1292, там же), персидский писатель и мыслитель. Происходил из небогатой духовной семьи. В середине 20-х гг. 13 в. учился в высшей духовной академии «Низамия» в Багдаде. В 30-х гг. посетил Мекку, более 20 лет странствовал в одежде дервиша по всему мусульманскому миру. В Дамаске написал поэму
«Бустан» (авторское название «Саади-наме», 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226-60). Ему же посвящен и «Гулистан» (1258). С. вёл полуотшельническую жизнь духовного наставника,
«старца», в скромном подворье на окраине Шираза.
Известны две редакции собрания сочинений С. Одна выполнена в 1334 неким Али Бисутуном, который внёс якобы второстепенные изменения в ранее существовавшую редакцию. Эта так называемая Бисутуновская редакция воспроизводится в большинстве списков, литографированных изданий, а также в лучшем научном издании доктора Форуги (Иран, 1941). Другая редакция представлена в четырёх списках начала 14 в. и значительно отличается от первой. Поскольку эти списки ещё не привлекались для подготовки изданий сочинений С., ни одно из них не может считаться критическим. В собрание сочинений входят: Предисловие (крайне риторическое и бессодержательное), не принадлежащее перу С.;
«Пять меджлисов» - прозаические, пересыпанные стихами «послания»-поучения в религиозно-философском духе, «наставления царям», ответы на некоторые сложные нравственно-богословские вопросы; «Гулистан»; «Бустан»;
арабские и персидские касыды; элегии; макаронические стихи (см. Макароническая поэзия) любовно-лирического и моралистического содержания; «Тарджибанд» - цикл 113 22 любовных газелей, соединённых рефреном; четыре сборника газелей;
«Книга Сахиба» - сборник стихов хвалебного, лирического, нравоучительного содержания; четыре раздела, включающие малые лирические формы, - рубай, кита, фрагменты. В состав собрания входил также порнографический раздел, в подлинности которого некоторые исследователи сомневаются.
Расцвет поэтической деятельности С. падает на годы монгольского владычества. В отличие от современных ему поэтов - панегиристов и мистиков, С. обратил слово к широким кругам народа. Основу его литературных проповедей составили светлые идеи человечности. Он поведал их людям в музыкальных и ясных песнях-газелях, раскрывших целый мир простых человеческих радостей и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах «Гулистана» и отчасти «Бустана».
Огромны были и слава С., и влияние его на развитие литературы. Но если славу величайшего лирика С. делит с Хафизом, то он не знает себе равных в художественной проповеди активного, демократического гуманизма.
Соч.: Куллият-е Сади-йе Ширази аз ру-йе нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд, Тегеран, 1320, с. г. х. (1941); Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода, А. Дехоти], Сталинабад, 1956; в рус. пер. - Избранное, Сталинабад, 1954; Гулистан. [Критич. текст. пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959; Бустан. Лирика, М., 1962; Сади-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста и посл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.
Лит.: Брагинский И., 12 миниатюр, М,, 1966; Сами Али, Шенасайн-е Сади дар Орупа, «Хонар ва мардом», 1967, № 61-62.
А. Н. Болдырев.
Саади. «Гулистан». Персидская миниатюра 16 в.

Сааведра Ламаса Пакт 1933    Саади    Сааз