Саади
Саади в Энциклопедическом словаре:
Саади - (между 1203 и 1210-92) - персидский писатель и мыслитель. Более 20лет странствовал в одежде дервиша. В песнях, газелях, касыдах, кит а,посланиях-поучениях, притчах, ''наставлениях царям'' ставил сложныерелигиозные, философские и этические вопросы, проповедуя соответствующиеобразцы поведения. Всемирно известны его любовная лирика, поэма ''Бустан''(1257), носящая характер философского поэтического трактата, и сборникипритч (в прозе и стихах) ''Гулистан'' (1258), в которых Саади представилжизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи.
Определение слова «Саади» по БСЭ:
Саади - ас-Саади, Сади Абдаррахман ибн Абдаллах ибн Имран ибн Амир (1596, Томбукту, - 1656, там же), африканский историк, автор хроники «Тарих ас-Судан» («История Судана») на арабском языке. Хроника С. содержит богатый материал по истории государства Сонгай в 15-16 вв., а также других государств в долине Среднего Нигера с 1591 по 1656. Значительное место занимают сведения по истории мусульманской культуры в Томбукту и Дженне. Хроника открыта немецким путешественником Г. Бартом во время его пребывания в Томбукту в 1853-54.
Соч.: Tarikh es-Soudan. Texte arabe et trad. franзaise, йd. et trad. par О. Houdas [T. 1-2], P., 1898-1900, 2 йd., P., 1964.
Саади (псевдоним;
настоящее имя - Муслихаддин Абу
Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин)
(между 1203-10,
Шираз, - 9.12.1292, там же), персидский
писатель и
мыслитель. Происходил из
небогатой духовной семьи. В
середине 20-х гг. 13 в. учился в высшей духовной
академии «Низамия» в Багдаде. В 30-х гг. посетил Мекку,
более 20 лет странствовал в одежде дервиша по всему мусульманскому миру. В Дамаске написал поэму
«Бустан» (авторское название «Саади-наме», 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному
правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226-60). Ему же посвящен и «Гулистан» (1258). С. вёл полуотшельническую
жизнь духовного наставника,
«старца», в скромном
подворье на окраине Шираза.
Известны две редакции
собрания сочинений С. Одна выполнена в 1334 неким Али Бисутуном,
который внёс
якобы второстепенные изменения в
ранее существовавшую редакцию. Эта так называемая Бисутуновская редакция воспроизводится в
большинстве списков, литографированных изданий, а также в лучшем научном издании доктора Форуги (Иран, 1941).
Другая редакция представлена в четырёх списках
начала 14 в. и
значительно отличается от
первой. Поскольку эти списки ещё не привлекались для
подготовки изданий сочинений С., ни одно из них не
может считаться критическим. В собрание сочинений входят:
Предисловие (крайне риторическое и
бессодержательное), не принадлежащее перу С.;
«Пять меджлисов» -
прозаические, пересыпанные стихами «послания»-поучения в религиозно-философском духе, «наставления царям», ответы на
некоторые сложные нравственно-богословские вопросы; «Гулистан»; «Бустан»;
арабские и персидские касыды; элегии;
макаронические стихи (см. Макароническая
поэзия) любовно-лирического и моралистического содержания; «Тарджибанд» - цикл 113 22 любовных
газелей, соединённых рефреном;
четыре сборника газелей;
«Книга Сахиба» -
сборник стихов хвалебного, лирического, нравоучительного содержания; четыре раздела, включающие малые
лирические формы, - рубай, кита, фрагменты. В
состав собрания входил также
порнографический раздел, в
подлинности которого некоторые
исследователи сомневаются.
Расцвет поэтической деятельности С. падает на годы монгольского владычества. В
отличие от современных ему поэтов - панегиристов и мистиков, С. обратил
слово к широким кругам народа. Основу его литературных проповедей составили светлые идеи
человечности. Он поведал их людям в музыкальных и ясных песнях-газелях, раскрывших
целый мир простых человеческих радостей и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах «Гулистана» и
отчасти «Бустана».
Огромны были и
слава С., и
влияние его на
развитие литературы. Но если славу величайшего
лирика С. делит с Хафизом, то он не знает себе равных в
художественной проповеди активного, демократического гуманизма.
Соч.: Куллият-е Сади-йе
Ширази аз ру-йе нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд,
Тегеран, 1320, с. г. х. (1941); Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода, А. Дехоти],
Сталинабад, 1956; в рус. пер. -
Избранное, Сталинабад, 1954;
Гулистан. [Критич.
текст. пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959;
Бустан. Лирика, М., 1962; Сади-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста и посл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.
Лит.:
Брагинский И., 12 миниатюр, М,, 1966; Сами Али, Шенасайн-е Сади дар Орупа, «Хонар ва мардом», 1967, № 61-62.
А. Н. Болдырев.
Саади. «Гулистан». Персидская
миниатюра 16 в.
Сааведра Ламаса Пакт 1933
Саади
Сааз