Симеон Новый Богослов

Значение слова Симеон Новый Богослов по словарю Брокгауза и Ефрона:
Симеон Новый Богослов — препод., писатель, родился в пафлагонском селении Галате от знатных и богатых родителей; воспитание получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. Двадцати лет С. оставил двор и поступил в Студийскую обитель, где предался строгому подвижничеству под руководством старца этой обители, С. Благоговейного. По совету последнего С. перешел в обитель св. Мамонта, где по смерти настоятеля избран был игуменом и посвящен в сан пресвитера. С. ежегодно праздновал память своего наставника С. Благоговейного, составил в честь его похвальные слова, песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Сергий, услышав об этом, одобрил С., но Стефан, митрополит Никомидийский, а с ним и некоторые из приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его противным порядкам церкви и соблазнительным. Для успокоения умов и удовлетворения Стефана патриарх с Синодом решили удалить С. из Константинополя. С. поселился в местности, принадлежавшей его ученику и почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь С. устроил обитель, прожил в ней 13 лет и скончался мирно в 1032 г. Память С. 12 марта и 12 окт. С. замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни. Из сочинений С. на славянском и русском языках изданы весьма немногие. В "Добротолюбии" напечатаны: "Главы деятельные и богословские" (числом 152; в русском переводе напечатаны в "Христ. чтении", 1823, под заглав. "Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы"), "Слово о вере" (русский перевод в "Христ. чтении", 1821) и "Слово о трех образах молитвы". В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 "Слов" С., взятых из числа 3 5; эти 12 "Слов" переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в моск. синодальной библиотеке (М., 1869). Другие сочинения С. (девяносто два "слова", "Деятельные и богословские главы" и "Подвижническое слово старца С. Благоговейного") переведены с новогреческого епископом Феофаном ("Слова преп. С. Нового Богослова", М., 1879 и 1882; 2 изд., ib., 1890 — 92). "Слова" С. отличаются простотою и сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его, привыкшие к искусственному красноречию, находили его "слова" ненаучными и нериторичными. Церковь наименовала С. новым богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия. С. считается основателем того учения о небесном озарении души верующего, которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов. В славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва пред приобщением св. Таин. Сочинениями С. нередко свидетельствуется препод. Нил Сорский ("якоже Симеон новый Богослов повелевает"; "якоже рече св. Симеон"). Жизнь С. подробно описал ученик его Никита Стифат. См. епископ Феофан, "Жизнь препод. С. Нового Богослова" ("Душепол. чтение", 1877, февраль); А. Лебедев, "Византийская образованность вообще, богословская наука и литература в частности" ("Чтения в Общ. любителей духовного просвещения", 1877, ч. II); его же, "О направлениях в религиозно-умственной жизни, очерки из истории восточной церкви IX, X и XI вв. " (ib., 1878, ч. I).

Определение «Симеон Новый Богослов» по БСЭ:
Симеон Новый Богослов - [949, Галатия (Пафлагония), - 1022, Хрисополис], византийский религиозный писатель и философ-мистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе, затем стал монахом. Сочинения С. Н. Б. развивают тему самоуглубления, самоочищения и просветления внутренне уединившейся для своей религиозной жизни личности. Авторитет церковно-иерархических институций отступает для него на задний план перед абсолютным авторитетом
«духоносного» аскета, носителя личной святости. Учение С. Н. Б. о личном отношении между наставником («духовным отцом») и учеником («духовным сыном») как высшей норме религиозной жизни типологически соотносимо с доктринами исламской мистики (см. Суфизм) о связи между
«муршидом» и «мурадом»; именно в такой цепи преемства сберегается «предание». Стихи С. Н. Б. представляют собой важное явление в истории византийской литературы благодаря смелости, с которой автор реформировал метрику и приближал поэтический язык к живым речевым нормам. Мистическая философия С. Н. Б. предвосхищала Исихазм 14 в.
Соч.: (греч. текст с франц. пер.) Catйchйses, ed. В. Krivochйine, trad. par J. Paramelle, t. 1-3, P., 1963-65; Chapitres theolcgiques, gnostiques et pratiques, ed. J. Darrouzes, P., 1958; Traites theologiques et ethiques, ed. J. Darrouzes, t. 1-2, P., 1966-67; Hymnes, ed. J. Koder, t. 1-3, P., 1969-73; в рус. пер. - Слова, в. 1-2, М., 1882.
Лит.: Каждан А. П., Предварительные замечания о мировоззрении византийского мистика Х-XI вв. Симеона, «Byzantinoslavica», 1967, v. 28, №1; Krivocheine V., The writings of St. Symeon the New Theologien, «Orientalia Christiania Periodica»,
1954, v. 20.
С. С. Аверинцев.

Симеон Иоаннович Гордый    Симеон Новый Богослов    Симеон по прозванию Нигер