Социальная психология

Значение слова Социальная психология по словарю Брокгауза и Ефрона:
Социальная психология — В классификации абстрактных наук, созданной Контом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии — между биологией и социологией. Если с одной стороны, новейшая психофизика (см.) является наукой, стоящей на рубеже между психологией и биологией, то, с другой стороны, также должна существовать особая научная дисциплина, которая равным образом представляла бы собой связующее звено между психологией и социологией (см.). Индивидуум, как таковой, есть не только организм, но и продукт общества, членом которого он является перед нами. Отдельное я получает извне впечатления не только от окружающей его физической среды, но и от других таких же я, т. е. от общества, которое является для него тоже своего рода средой. В настоящее время в разных социальных науках даже особенно сильна тенденция сводить индивидуум на среду (см.) и видеть в индивидуальной психике лишь своего рода продукт психики коллективной. Но и эта последняя понимается, конечно, не в смысле "народного духа" романтиков, которые противополагали народный дух индивидуальной душе, как нечто от нее отличное и независимое. С. психика, как явление реального мира, не существует вне той или другой совокупности индивидуумов и является лишь продуктом психического взаимодействия единиц. Каждый из нас испытывает на себе влияние коллективной психики, приобщаясь к ней через непосредственное или посредственное общение с другими людьми, но в то же время такое общение наше с другими оказывает на них свое влияние и тем самым производит то или другое действие на С. психику, хотя бы это действие и было минимальным. Первичным элементом всех явлений, подлежащих изучению в С. психологии, следует считать психическое действие одного индивидуума на другой, которое само может быть весьма многообразным по своим способам (жесты, мимика, речь и т. п.) и не менее разнообразным по своим результатам. Один из первых, начавших систематически изучать этот вопрос — Н. К. Михайловский (см.); он с особым вниманием отнесся к той стороне такого психического движения, которая может быть выражена словом внушение. Помимо того особого значения, какое этот термин получил в гипнотизме, внушение играет громадную роль в психической жизни человека. Самый психический процесс действия индивидуума на индивидуум именно в том и состоит, что мы постоянно бессознательно или сознательно внушаем другим то или другое из нашего внутреннего мира и подвергаемся таким же внушениям со стороны других. Правда, многие внушения проходят совершенно бесследно для нашей психической жизни, но другие вызывают к себе то или другое отношение, т. е. или отрицательное, или положительное. Последнее мы называем подражанием, которое Тард (см.) даже делает таким же законом С. жизни, каким является наследственность в жизни органической. Некоторые специальные случаи внушения и подражания давно уже сделались предметом научного исследования, каковы эпидемии морального характера у психиатров и преступления толпы (см. Толпа) у криминалистов. Результатами психического взаимодействия являются основные отличительные черты, кладущие общий отпечаток на лиц, находящихся между собой в постоянном общении или вообще вращающихся в той или другой среде. Так создаются и народные характеры, что даже дало повод создать особое направление в науке, известное под названием психологии народов (см. Социология и V ö lkerpsychologie). С. психология разработана еще крайне мало. Н. К.

Определение «Социальная психология» по БСЭ:
Социальная психология - научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
В течение длительного периода вопросы С. п. разрабатывались в составе различных философских учений. Так, истоки многих современных социально-психологических проблем можно обнаружить уже в концепциях Платона и Аристотеля. Элементы С. п. складывались также внутри конкретных наук - прежде всего психологии и социологии, а также в антропологии, этнографии, криминологии и языкознании. Ко 2-й половине 19 в. относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций:
«психология народов» (М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт, Германия); «психология масс» (юрист Ш. Сигеле и французский социолог Г. Лебон); теория «инстинктов социального поведения» американского психолога У. Мак-Дугалла. Началом самостоятельного существования С. п. считается 1908, когда одновременно появились работы Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в название которых был включен термин «С. п.».
Дальнейшее развитие немарксистской С. п. наиболее ярко представлено в американской С. п. 20 в., когда после 1-й мировой войны 1914-18 перед ней был поставлен новый «социальный заказ» - разработать средства для своеобразного
«управления» социально-психологическими явлениями в производстве, армии, пропаганде. Была выдвинута программа построения С. п. как экспериментальной научной дисциплины (Ф. Олпорт, США; В. Мёде, Германия), получившая наиболее полное практическое воплощение в США.
Развиваясь в рамках экспериментальной традиции и будучи ориентированной на выполнение прикладных задач, американская С. п. достигла значительных успехов в исследовании целого ряда конкретных явлений (структуры и динамики малых групп, межличностных отношений, средств и механизмов коммуникации и др.). Предложенные для исследования этих проблем методики оказались эффективными и способствовали получению надёжной первичной информации. Однако, отойдя от европейские традиции анализа психологии
«больших» групп (народов, масс), американская С. п., вместе с известной абсолютизацией метода лабораторного эксперимента, сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к тому, что эталоном исследования в С. п. стало исследование в области индивидуальной психологии, принципы и методики которого механически переносились в С. п. На современном этапе на Западе усиливается критика американской С. п. за недооценку теоретических, мировоззренческих аспектов, игнорирование актуальных социальных проблем, развиваемая многими европейскими (С. Московичи, А. Тэджфел) и частично американскими авторами.
В произведениях классиков марксизма-ленинизма были высказаны принципиальные исходные посылки марксистской С. п.: материалистическое понимание истории, соотношения индивидуального и общественного сознания, рассмотрение личности как совокупности общественных отношений и др. Вопрос о материалистической перестройке С. п. остро обсуждался в СССР в 20-х гг. в рамках общей дискуссии о судьбах психологической науки. Практическое развитие социально-психологических исследований на основе марксистской методологии начало осуществляться с конца 50-х гг. Советская С. п. основывается на принципах как марксистской социологии, так и материалистической психологии (принцип единства сознания и деятельности и др.). Марксистская традиция в С. п. развивается также в др. социалистических странах. Важное значение имеет полемика с концепциями Необихевиоризма, Психоанализа, т. н.
«когнитивизма» и интеракционизма в С. п.
Основные направления современной С. п.: общие проблемы теории, методологии и истории С. п.; закономерности общения и взаимодействия людей (в частности, вопрос о взаимосвязи общественных и межличностных отношений); характеристики больших социальных групп (наций, классов и т.п.); проблемы малых групп (условия формирования и структура, воздействие группы на личность, лидерство, принятие групповых решений и т.д.); исследование личности (в т. ч. проблемы социализации и социальных установок), в области прикладных исследований особенно актуальны социально-психологические проблемы управления, массовой коммуникации и пропаганды, противоправного поведения и др. Социально-психологическая проблематика возникает в развитии целого ряда смежных наук, например языкознания, криминологии, демографии, этнографии и т.д.
Главная цель С. п. марксистская мысль видит не в разработке средств манипуляции личностью (как это имеет место, например, в перспективе построения «поведенческой технологии» у Б. Скиннера, США), а в совершенствовании системы управления общественными процессами, С этой точки зрения важны определение возможностей С. п. в решении реальных проблем, стоящих перед обществом, разработка адекватного методического инструментария, отказ от лабораторного эксперимента как единственного метода исследования, использование методических приёмов, позволяющих анализировать закономерности человеческого поведения в реальных социальных группах, в реальных условиях человеческой деятельности. Наряду с экспериментом С. п. использует опрос, наблюдение, тесты, т. е. методы, применяемые и в социологии,
Лит.: Проблемы общественной психологии, М., 1965: Кузьмин E. С., Основы социальной психологии, [Л.], 1967; Шибутани Т., Социальная психология, пер. с англ., М., 1969; Порыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории, М., 1971; Петровский А. В., На путях развития социальной психологии в СССР,
«Вопросы психологии», 1971, № 6: Гибш Г. и Форверг М., Введение в марксистскую социальную психологию, пер. с нем., М., 1972; Андреева Г. М., Методологические проблемы современного развития американской социальный психологии, «Вопросы психологии»,
1974, № 2; Социальная психология, М., 1975; The handbook of social psychology, 2 ed., v. 1-2, 4-5, Reading (Mass.), 1968; McDavid J., Harari H. social psychology: individuals, groups, sosieties N. Y. 1968; The context of social psychology: a critical assessment, ed. by J. Israel and Н. Tajfel, L. - N. Y., 1972.
Г. М. Андреева.

Социальная психика    Социальная психология    Социальная республика