Сервокомпенсация

Определение слова «Сервокомпенсация» по БСЭ:
Сервокомпенсация (от лат. servus - раб, слуга)
использование вспомогательных рулевых поверхностей для уменьшения усилий в системах управления самолётов, вертолётов, ракет. Вспомогательная поверхность относительно небольшой площади, размещаемая обычно на задней кромке основного воздушного руля, отклоняется в сторону, противоположную его отклонению. Различают 3 типа устройств для С.: сервокомпенсатор, серворуль, триммер (см. рис.).
Сервокомпенсатор связан шарнирным или пружинным механизмом с неподвижной поверхностью крыла или стабилизатора, и его отклонение определяется поворотом основного руля. Серворуль - исполнительный орган системы управления; основной руль, свободно навешенный на ось, отклоняется под действием аэродинамических сил, возникающих при отклонении серворуля. Триммер, как и руль, имеет самостоятельную систему управления. В отличие от сервокомпенсатора и серворуля, предназначающихся для уменьшения усилий в момент поворота основного руля, триммер применяется на установившихся режимах полёта для удержания рулей в отклоненном состоянии длительное время.
Схемы устройств сервокомпенсации: а - сервокомпенсатор; б - триммер; в - серворуль; 1 - основной руль; 2 - вспомогательный руль; 3 - проводка к рычагам управления рулём; 4 - проводка к механизму управления триммером.

Сервилий Рулл    Сервокомпенсация    Сергиев