Соловьёв
Определение слова «Соловьёв» по БСЭ:
Соловьёв - Александр Константинович [18(30).8.1846, г. Луга, ныне Ленинградской области, - 28.5(9.6).1879, Петербург], русский революционер-народник. В 1865-1866 учился в Петербургском университете. С 1876 примыкал к обществу «Земля и воля»,
входил в группу «сепаратистов» (Ю. Н. Богданович и др.). В 1877-78 вёл революционную пропаганду среди крестьян Поволжья. По собственной инициативе 2 апреля 1879 в Петербурге совершил неудачное покушение на императора Александра II. Был арестован, судим и повешен.
Лит.: Кункль А. А., Покушение Соловьева, М., 1929; Фигнер В. Н., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 5, М., 1932.
Соловьёв -
Василий Иванович (1890-29.7.1939),
участник революционного
движения в России, партийный
журналист. Член Коммунистичесой партии с 1913. Родился в семье служащего в г. Гольдингенерал Учился в Петербургском университете. Сотрудничал в газетах
«Правда» (1913-14) и «Наш путь» (1913). В 1917 член
редколлегии московской большевистской газеты «Социал-демократ», член большевистской фракции Московской городской думы, член Московского окружного комитета
РСДРП (б).
Делегат 6-го съезда РСДРП (б) (1917). В октябрьские дни 1917 член Боевого партийного центра по
руководству вооруженным восстанием в Москве. В 1918-20 член бюро Московского комитета партии, член Президиума Моссовета. В 1920 работал в Наркомпросе. В 1921-1922
заместитель председателя Главполитпросвета,
затем в
аппарате ЦК партии, в
Коминтерне, на дипломатической и журналистской работе. Делегат 7-го съезда РКП (б). Был членом ВЦИК.
Лит.:
Герои Октября, М., 1967.
Соловьёв -
Вениамин Николаевич (1798-1871),
барон, декабрист. Из дворян Рязанской
губернии. Штабс-капитан Черниговского пехотного
полка. В феврале 1825 принят в Общество соединённых славян. Последовательный
республиканец, сторонник цареубийства и вооруженного
выступления против самодержавия. Участвовал в
восстании Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание). Военным судом приговорён к
смертной казни, замененной вечной каторгой. С 1827 отбывал
каторжные работы в Сибири; с 1840 на
поселении. В 1856 вернулся в Рязанскую губернию, где и умер.
Соловьёв -
Владимир Сергеевич [16(28).1.1853,
Москва, - 31.7(13.8).1900. с. Узкое, ныне в
черте г. Москвы], русский религиозный
философ, поэт,
публицист и
критик. Сын С. М. Соловьева. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом
факультете Московского университета,
который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию
«Кризис западной философии.
Против позитивистов», а в 1880 докторскую диссертацию «Критика отвлечённых начал».
После речи против смертной казни в марте 1881 (в
связи с убийством Александра II народовольцами) С. был вынужден
оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал
преимущественно как публицист, проповедуя объединение
«Востока» и «Запада»
через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном «Вестнике Европы». В 90-х гг. занимался философской и
литературной работой; переводил Платона, вёл
философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
Как
мыслитель и
утопист С. оказался на
пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как
оправдание «веры отцов» на «новой
ступени разумного сознания», он встал
перед невыполнимой задачей -
совместить научно-позитивный и рационалистический
«дух времени» с религиозным преданием.
В своей философии, отвергающей
материализм революционно-демократической
мысли. С. предпринял
наиболее значительную в истории рус. идеализма попытку
объединить в «великом синтезе»
христианский платонизм, нем.
классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинга) и
научный эмпиризм. Однако беспрерывная
перестройка этой
заведомо противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным
«оправданием» жизненно-нравственных поисков и мифо-поэтических
мечтаний С. Полагая, что «нравственный
элемент... не
только может, но и
должен быть положен в основу теоретической философии» (Собр. соч., СПБ, т. 9, 1913, с. 97), С. связывал философское
творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса
«быть или не быть правде на земле», понимая правду как реализацию христианского идеала; за социалистическими учениями С. признавал лишь относительную общественно-историческую правду. В
конце 70-х и в 80-е гг. в
обстановке безвременья и поисков новых путей
преобразования России С. в
противовес как радикально-демократическому, так и позднеславянофильскому и официально-консервативному направлениям выступил с социальных позиций, близких к либеральному
народничеству. Однако умеренно-реформистские
взгляды соседствовали у него с мистико-максималистской проповедью
«теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного
воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный»
космос красоты, и с историософской теорией христианского
«богочеловеческого процесса» как совокупного
спасения человечества («Чтения о Богочеловечестве», 1877-81). В дальнейшем
разработка социальной темы вылилась в теократическую утопию, политическим следствием которой у С. оказывается союз
между римским папой и русским царём как правовая гарантия
«богочеловеческого дела» (см.,
например, «История и
будущность теократии», 1887). Крах этой
утопии запечатлен в философской исповеди С. «Жизненная
драма Платона» (1898) и в «Трёх разговорах» (1900).
Конец жизни С. отмечен приливом катастрофических
предчувствий и отходом от прежних философских конструкций в сторону христианской эсхатологии.
Космическая тема решалась у С. неортодоксально для христианства - на почве платоновского мифа об эротическом восхождении; в
трактате «Смысл любви» (1892-1894) С. хочет «досказать речь Диотимы» из «Пира»
Платона в том духе, что совершенная
половая любовь способна
восстановить целостность человека и мира и
ввести их в
бессмертие. Пантеистически и
эволюционистски окрашенная космология С. созвучна космически-преобразоватльским идеям Н. Ф.
Федорова и К. Э. Циолковского.
Некоей
гармонизации этих двух исходных тем - космической и социальной - призвана
служить метафизика С.: собственно философская
доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое
учение о Софии. Предприняв
вслед за ранними славянофилами пересмотр
«западной философии» как
отвлечённой рассудочности и негативной
метафизики, С. противополагает ей в сфере гносеологии «цельное знание»
(интуитивное образно-символическое
постижение мира, основанное на нравственном усилии
личности), а в сфере
онтологии -
«положительное всеединство»,
свободное объединение в
абсолюте всех оживотворённых элементов бытия как
божественный первообраз и
искомое состояние мира. Однако это
всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии -
«вечной женственности», личная мистическая любовь к которой как бы освящала эротическую утопию С.
Стихи «софийного цикла», посвященные «подруге вечной» - мистической возлюбленной, - это
интимное средоточие лирики С., попали
впоследствии в
центр внимания, продолжая традиции Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, отличается тоном
напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой,
специфически символической
образности (см.
Символизм), Личный облик С. -
скитальчество, житейская
беспомощность, подвижничество делали его в глазах символистской
художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи (см. А. А. Блок, «Рыцарь-монах», «Владимир
Соловьев и наши дни», Собр. соч., т. 5, 1962, с. 446-54 и т. 6, 1962, с. 154-59; А.
Белый, «Арабески», М., 1911, с. 387-94).
С. стоит у истоков «нового религиозного сознания»
начала 20 в.: богоискательства и
религиозной философии С. Н.
Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского и др.
Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1-10, СПБ, 1911-13; Письма, т. 1-4, СПБ, 1908-23;
Стихотворения и
шуточные пьесы. Вступ. ст. З. Г. Минц, Л., 1974.
Лит.: О Владимире Соловьеве. Сб.1, М., 1911;
Трубецкой Е.,
Миросозерцание Вл. С. Соловьева, т. 1-2, М., 1913; Мочульский К. В., В. С. Соловьев,
Париж, 1936;
Коган Л. А., В. С. Соловьев, в кн.:
История философии в СССР, т. 3, М., 1968, гл. Х; Спиров В. В., Философия истории Вл. Соловьева в ее
развитии и
преемственности, в сборнике: Из истории русской философии XIX-начала XX века, М., 1969.
Р. А. Гальцева, И. Б.
Роднянская.
Соловьёв -
Зиновий Петрович [10(22).11.1876,
Гродно, - 6.11.1928, Москва], один из организаторов советского
здравоохранения и военно-санитарной
службы Красной Армии. Член Коммунистической партии с 1898. В 1897 поступил на
медицинский факультет Казанского университета, за революционную
деятельность в 1899 арестован и выслан; университет окончил в 1904. Работал санитарным врачом в Симбирском и Саратовском земствах, вел партийную работу. В 1909 арестован и сослан в
Усть-Сысольск. По
окончании ссылки переехал в Москву (1912), вошёл в
состав правления Общества русских врачей в
память Н. И. Пирогова; один из редакторов журнала «Общественный врач» и
редактор журнала «Врачебная жизнь».
Секретарь Всероссийской лиги по борьбе с туберкулёзом.
Накануне Октябрьской революции 1917 в качестве члена ВРК Хамовнического района Москвы участвовал в организации вооруженного восстания. В 1918
заведующий медицинской
частью Наркомата внутренних дел и член Совета врачебных коллегий;
автор проекта организации Наркомздрава РСФСР;
после его
создания заместитель Наркома здравоохранения
РСФСР. Одновременно (с 1920)
начальник Главного военно-санитарного
управления РККА и
председатель исполкома Российского общества красного креста. По инициативе С. организован (1925) всесоюзный пионерский лагерь
«Артек», С 1923
профессор кафедры социальной гигиены медицинского факультета 2-го МГУ.
Труды по
разработке теоретических основ сов. здравоохранения, профилактического
направления в сов.
медицине, организации военно-санитарной службы.
Соч.: Вопросы социальной гигиены и здравоохранения, Избр.
произведения, М., 1970 (лит.).
Лит.: Зиновий Петрович Соловьев. Сб., м., 1952;
Петров Б. Д., З. П. Соловьев, М., 1967.
Б. Д. Петров.
З. П. Соловьёв.
Соловьёв -
Леонид Васильевич [6(19).8.1906,
Триполи, Ливан, - 9.4.1962, Ленинград], русский советский
писатель. Окончил
сценарный факультет ГИКа (1932).
Участник Великой Отечественной
войны 1941-45. Печатался
(сначала как журналист) с 1923.
Творчество С. связано с фольклором и
бытом Средней Азии: повесть
«Кочевье» (1932),
новеллы 30-х гг., цикл автобиографических
рассказов «Из „Книги юности"» (1963) и др.
Дилогия о Ходже Насреддине (ч. 1 - «Возмутитель спокойствия», 1940, ч. 2 - «Очарованный принц», 1954,
полностью опубликована 1966) - главное произведение С., изданное во многих странах. В нём
фольклорный герой,
«умом -
неслыханный плут,
сердцем -
чистый праведник», представлен как
неодолимый жизнелюбец и
поборник «деятельного добра». Поэтическая
стилизация сочетается в дилогии с сатирическим гротеском, направляемым против лжи и
беззакония. Повесть
«Иван
Никулин - русский матрос» (1943) посвящена боям за
Севастополь. Автор пьес и сценариев по мотивам собственных произведений Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.
Соч.:
Избранное, т. 1-3, Л., 1964.
Лит.:
Русские советские писатели-прозаики. Библиографический
указатель, т. 4, М., 1966.
И. Б. Роднянская.
Соловьёв -
Михаил Дмитриевич [22.8(3.9).1887,
Молога, бывший город в Ярославской губернии, - 13.1.1965, Москва], советский
геодезист и
картограф. Член КПСС с 1944. Окончил Московский
межевой институт (1911) (ныне Московский институт инженерной
геодезии, аэрофотосъемки и картографии), профессор там же (с 1920). Разработал общую теорию проективно-цилиндрической проекции и дал конкретные
варианты косых перспективно-цилиндрических проекций, получивших
широкое применение при создании учебных карт и географических
атласов. С. предложил
также теорию перспективных проекций с многократными изображениями. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Картографические проекции, М., 1946;
Основы картоведения, М., 1959; Математическая картография, М., 1969.
Лит.: Памяти Михаила Дмитриевича Соловьёва, «Геодезия и картография», 1965, № 3.
Соловьёв - Сергей Леонидович (р. 12.4. 1930,
Новгород), советский геофизик-сейсмолог,
член-корреспондент АН СССР (1972). После окончания ЛГУ (1953) работал в институте физики
Земли и в Совете по сейсмологии АН СССР, в Сахалинском комплексном научно-исследовательском институте АН СССР - с 1961 заведующий отделом, а с 1971
директор. Основные
труды по методам энергетической классификации
землетрясений, сейсмичности и сейсморайонированию СССР и Тихого океана; глубинному
строению Курило-Камчатской дуги и окружающих
акваторий, гидроакустическим волнам подводных землетрясений, проблеме
цунами. Автор-составитель
«Атласа землетрясений в СССР» (1962) и «Каталога цунами на западном
побережье Тихого океана» (1974, совместно с Ч. Н. Го). С. - председатель
комиссии по цунами Междуведомственного совета по сейсмологии и сейсмостойкому
строительству АН СССР (с 1968) и комитета по цунами Международного геодезического и геофизического союза (с 1971). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Соловьёв - Сергей
Михайлович [5(17).5.1820, Москва, - 4(16).10.1879, там же], русский
историк, член Петербургской АН (1872). Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1842). Испытал
влияние Т. Н. Грановского и философии Г. Гегеля. С. в 1842-44 жил за границей, будучи домашним учителем детей гр. А. П. Строганова, слушал
лекции Ф. Гизо и Ж.
Мишле в Париже, К.
Риттера и Л.
Ранке в Берлине, Ф. Шлоссера в
Гейдельберге. В 1845 начал
читать курс рус. истории в Московском университете и защитил магистерскую диссертацию
«Об
отношении Новгорода к великим князьям», а в 1847 - докторскую - «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». С 1847 профессор Московского университета. В 50-70-х гг. С. опубликовал ряд
исследований, очерков, статей, руководствуясь принципом, заявленным в его
«Исторических письмах» (1858):
наука обязана
отвечать на вопросы жизни. В 1863 (год польского восстания) появилась «История падения Польши», а в 1877,
когда началась русско-турецкая
война, вышла
книга «Император Александр I.
Политика, дипломатия».
С. написал также
несколько работ, посвященных вопросам теории исторической науки («Наблюдения над исторической жизнью народов», «Прогресс и религия» и Др.) и историографии («Писатели русской истории XVIII в.», «Н. М.
Карамзин и его „История государства Российского"», «Шлёцер и антиисторическое направление» и др.).
Событием не только в научной биографии С., но и в общественной жизни стали «Публичные
чтения о Петре Великом»
(1872). В 1864-70 С. занимал
должность декана историко-филологического факультета, в 1871-1877 - ректора Московского университета. В последние годы жизни был председателем Московского общества истории и древностей российских, а также директором Оружейной палаты.
Преодолев свои ранние
славянофильские увлечения, С. примкнул к западникам, занимая умеренные либеральные
позиции. Он отрицательно относился к крепостному праву и политическому режиму императора Николая I, но страшился крестьянского движения. После смерти Николая I преподавал историю
наследнику, Николаю
Александровичу, а в 1866 - будущему
императору Александру III, по
поручению которого составлял Записку о современном состоянии России (оставшуюся
незаконченной). С. выступал в защиту университетской автономии,
определённой Уставом 1863, и вынужден был уйти в
отставку (1877), когда его
усилия потерпели крах.
Главным делом жизни С. явилось создание «Истории России с древнейших времён». В 1851-79 вышло 28 тт., а последний, 29-й,
доведённый до 1775, вышел
посмертно. «История России» создавалась в противовес «Истории государства Российского»
Н. М. Карамзина, считавшейся в 1-й
половине 19 в.
официальной. Субъективистским взглядам Карамзина С. противопоставил идею исторического развития.
Человеческое общество представлялось С. целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо».
Он отказался от
выделения «норманского» и «татарского» периодов в русской истории и стал
считать главным не
завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение,
возникновение новых городов,
изменение взгляда князей на
собственность и
характер своей
власти). С. первым поставил
процесс государственной
централизации в тесную
связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался
вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против
«удельных»
устремлений боярства,
одновременно осуждал
жестокость царя.
Будучи сторонником сравнительно-исторического
метода и
указывая на
общность черт в развитии России и Западной Европы, С.
вместе с тем отмечал и
своеобразие в развитии России, заключавшееся, по его мнению,
прежде всего в географическом
положении страны между Европой и Азией,
вынужденной вести многовековую борьбу со степными кочевниками.
Согласно концепции С., сначала на Россию наступала Азия, в 16 в. в
наступление перешла
Россия -
форпост Европы на Востоке. С. -
человек религиозный, склонен был
видеть в этом «торжество христианства над мусульманством».
Сводя историческое развитие в конечном счёте к изменению государственных форм, С. отводил истории общественно-экономической жизни второстепенную роль по
сравнению с историей политической.
Прикрепление крестьян к земле С. рассматривал как меру вынужденную, вызванную природными условиями России
(обширность территории,
суровость климата и т.д.) и государственными потребностями, заключавшимися прежде всего в «умножении войска».
В общеисторической концепции С. особое
место занимала «смута», т. е.
события русской истории начала 17 в. Она представлялась ему реакцией всех антигосударственных сил и элементов на
успешный процесс централизации, завершившийся во 2-й половине 16 в., когда главной государственной
потребностью стала «потребность
просвещения, сближение с народами Западной Европы».
В качестве причин «смуты» С. выдвигал
падение нравственности народа и развитие казачества. С. видел в событиях начала 17 в. насильственный
перерыв в органическом ходе рус. истории. По его мнению, после
«смуты» движение возобновилось по «законному» пути, с тех рубежей, на которых в конце 16 в. остановились
Рюриковичи. С. признаёт
закономерность образования крепостнического государства, но отрицает закономерность
классовой борьбы народных масс против этого государства.
Отрицательное отношение С. к классовой борьбе,
игнорирование её
закономерности и
прогрессивности особенно проявилось при
рассмотрении им крестьянских войн 17-18 вв. В центре научных интересов С. стояли
реформы Петра I. С. первым показал их объективную закономерность. По его мнению,
переход от России
«древней к новой» произошёл на рубеже 17-18 вв. и знаменовал
собой вступление страны на путь «европеизации», т. е. буржуазного развития. Не
учитывая классовых основ
политики Петра I, С. не мог
понять, чем же вызывалось
народное сопротивление планам Петра.
Положенный в основу трудов С.
огромный фактический материал (начиная с 17 в. преимущественно архивный) изложен им на основе идеи исторической закономерности, все факты связаны в единую, стройную систему. Это дало
возможность С. дать исключительную по силе и
выразительности целостную картину рус. истории на
протяжении веков. Его труды открыли
новый, буржуазный период в развитии рус. исторической науки и оказали
глубокое влияние на всех последующих рус. историков. В. О.
Ключевский, Н. П.
Павлов-Сильванский, С. Ф.
Платонов и др. в той или иной мере находились под воздействием исторической концепции С.
«История России» С. сохранила
большое научное
значение до наших дней.
Соч.: Собр. соч., СПБ, [1901]: История России с древнейших времен, кн. 1-15, М., 1959-66;
Записки, П., [1915].
Лит.:
Безобразов П. В., С. М. Соловьев. Его
жизнь и учебно-литературная деятельность, СПБ, 1894; Ключевский В. О., С. М. Соловьев, Соч., т. 7, М., 1959; его же, С. М. Соловьев как
преподаватель. Памяти С. М. Соловьева, там же, т. 8, М., 1959:
Рубинштейн Н. Л., Соловьев, в его кн.:
Русская историография, М., 1941;
Черепнин Л. В., С. М. Соловьев, как историк, в кн.: Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959;
Пресняков А. Е., С. М. Соловьев в его влиянии на развитие русской историографии, в кн.: Вопросы историографии и
источниковедения истории СССР. Сб. ст., М. - Л., 1963;
Ефимов А. В., С. М. Соловьев как историк международных отношений, в кн.: История и историки, М., 1966;
Сахаров А. М., История России в трудах С. М. Соловьева,
«Вестник МГУ,
Серия 9. История», 1971, № 3; Историография истории СССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции, 2 изд., М., 1971;
Список соч. С. (1842-1879 гг.), [сост. Н. А. Попов], в кн.: Соловьев С. М., Соч., СПБ, 1882, с. 529-536.
В. И. Корецкий.
С. М. Соловьёв.
Соловьёв - Юрий Владимирович (10.8.1940,
Ленинград, - 12.1.1977, там же), советский
артист балета, народный артист СССР (1973). В 1958 окончил Ленинградское хореографическое
училище (класс Б. В. Шаврова) и принят в труппу Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Ленинград). Партии: Зигфрид
(«Лебединое озеро» Чайковского),
Альберт («Жизель»
Адана), Солор («Баядерка» Минкуса), Ферхад («Легенда о любви» Меликова), Бог («Сотворение мира»
Петрова) и др.
Премия В. Ф. Нижинского Парижской
академии танца (1963), Золотая
звезда Международного
фестиваля танца в Париже (1965).
Соловецкое восстание 1668-76
Соловьёв
Соловьёв-Седой