Седан

Седан в Энциклопедическом словаре:
Седан - (Sedan) - город на северо-востоке Франции, на р. Мез. 31 тыс.жителей (1982). Текстильная промышленность (драп, бархат, ковры),металлургия, машиностроение. В прошлом центр укрепленного пограничногорайона. Ок. Седана 1-2.9.1870, во время франко-прусской войны 1870-71,германские войска под фактическим командованием генерала Х.Мольтке-старшего окружили и разбили французскую армию маршала П.Мак-Магона, которая капитулировала во главе с императором Наполеоном III,что явилось толчком к падению Второй империи (4.9.1870).


(происхождение термина неизвестно; обычно его связывают с названиемфранцузского г. Седан) - название кузова легкового автомобиля,оборудованного 4 дверями, с 2 или 3 рядами сидений.

Значение слова Седан по словарю Брокгауза и Ефрона:
Седан (Sedan) — город во Франции в Арденнском департаменте на р. Маас, в 10 км от бельгийской границы, узел жел. дорог Мезьер-Лонгви и С.-Вердён. 16,5 тыс. жителей. Библиотека. Башня XV века. Памятник Тюренню и воинам, павшиам в войну 1870 г. (1896). Производство сукон и металлических изделий. До 70-х годов нынешнего века С. был важной крепостью, от которой в настоящее время сохранилась одна цитадель. Громкую известность приобрел С. во время франко-германской войны 1870—71 гг. В конце августа 1870 г. франц. армия Мак-Магона, после тщетных попыток освободить крепость Мец и после неудачного сражения при Бомоне, отступила на прав. берег Мааса, к С. Из преследовавших ее с ЮЗ герм. войск 1-й баварский корпус, в ночь с 31 августа на 1 сентября, выдвинут был тоже на прав. берег, пониже С., с целью преградить французам дорогу к Мезьеру; маасской же герман. армии дано было приказание наступать на французов с В и, обойдя их армию с С, лишить ее возможности ускользнуть через бельгийскую границу. Сражение 1 сентября началось в 4 часа утра атакой баварцев против лежащей к Ю от С. дер. Базейль, около которой завязалась ожесточенная схватка. Немногим позже кронпринц саксонский, во главе 12-го корпуса, завязал дело у дд. Ла-Монсель и Деньи и вступил в связь с баварцами. Около 6 час. утра, во время боя у Ла-Монселя, Мак-Магон, раненый осколком гранаты, принужден был оставить поле сражения, передав начальство ген. Дюкро, который приказал всем войскам начать отступление к Мезьеру и, чтобы облегчить это отступление, двинул две дивизии на Ла-Монсель и Базейль. Хотя вслед за тем Дюкро должен был уступить начальство над армией старейшему в чине, ген. Вимпфену, который немедленно отменил отступление, но атака помянутых двух дивизий все-таки была выполнена и сначала сопровождалась успехом. Однако, саксонцы и баварцы, получив подкрепления, удержались у Ла-Монселя, овладели запад. грядой высот, а в 11 ч. утра, после жестокого боя, взяли и Базейль; в то же время прав. фланг саксонцев оттеснил неприятеля на лев. берег р. Живонны, а прус. гвардия заняла верховье долины названной реки и окончательно преградила неприятелю дорогу на восток. Тогда кронпринц саксонский решился передвинуться к СЗ, занять Гареннскую рощу и войти, с сев. стороны С., в связь с 3-ей герм. армией. Между тем 2-й бавар. корпус занял позицию на лев. берегу Мааса, у Френуа и Маделэнкура, чтобы не дать французам прорваться через д. Торси на Ю; в то же время два герман. корпуса, перейдя Маас у Доншери, овладели Мёнжем и заняли высоты между дд. Фленье и Илли. Около полудня 24 прусских батареи развернулись к С от неприятельского расположения, на пространстве от д. Флуан (Floing) до Арденнского леса, между тем как стоявшая по другую сторону Живонны гвард. артиллерия перекрестно обстреливала плоскогорье у д. Илли и Гареннскую рощу. Встречная атака французов на д. Флуан была отбита. В 2 ч. пополудни герм. войска заняли высоты между дд. Флуан и Казаль. Убедившись в невозможности держаться на позиции у С., ген. Вимпфен решил прорваться через стоявшие у Базейля и Ла-Монселя бавар. войска (по его мнению, истощенные предшествовавшим боем) и затем отступить на Кариньян. Назначенные для этой атаки войска сначала имели некоторый успех, но, не выдержав огня германской артиллерии, снова отступили. Столь же неудачны были и другие отчаянные попытки к прорыву. Скоро французы, окруженные со всех сторон, были притиснуты к стенам С. В нескольких пунктах города вспыхнули пожары, и в 5-м часу французы выставили белый флаг. Прус. король приказал прекратить огонь и отправил в С. подполк. Бронзара, с требованием положить оружие и сдать крепость. Неожиданно для Бронзара он был приведен к самому имп. Наполеону III, о присутствии которого в С. германцы не знали. Для заключения капитуляции Бронзар был направлен к ген. Вимпфену, а Наполеон написал королю Вильгельму письмо, в котором объявлал себя военнопленным. Дальнейшие переговоры о капитуляции были поручены генер. Мольтке. Переговоры эти долго не ладились. Вопреки высказанному большинством франц. генералов убеждению, что бой возобновлять невозможно, Вимпфен отказывался от капитуляции, обрекавшей всю его армию на сдачу в плен. Утром 2 сент. сам Наполеон вступил в переговоры с Бисмарком, ходатайствуя о допущении франц. войск к переходу в бельгийские владения. Просьба эта была отвергнута; германцы объявили, что если до 10 часов утра капитуляция не будет подписана, то их артиллерия снова откроет огонь. Тогда Вимпфен решился покориться необходимости, и в 11 часов утра 2 сентября капитуляция была подписана. Вся французская армия (139 генералов, 2830 штаб- и обер-офицеров и около 83 тыс. нижних чинов) сдалась военнопленной; все военное имущество армии (в том числе 419 орудий), а также и сама крепость С. должны были быть переданы германцам немедленно. Еще перед тем взято было в плен более 20 тыс. франц. солдат, ок. 17 тыс. их пало в бою; 3 тыс. чел. успели уйти в Бельгию. С германской стороны выбыло из строя 472 офицера и более 8 тыс. нижних чинов. Этим, дотоле небывалым в военной истории погромом положен был конец второй империи; 4 сент. в Париже была провозглашена республика.

Определение слова «Седан» по БСЭ:
Седан - Седан (Sedan)
город на С.-В. Франции, в департаменте Арденны, на р. Мёз (Маас). 25 тыс. жителей (1968). Металлургия и трубопрокат; производство шерстяных тканей и ковров.
До конца 19 в. крепость. В районе С. 1-2 сентября 1870 во время франко-прусской войны 1870-71 была разгромлена французская Шалонская армия маршала М. Э. Мак-Магона. 23 августа Шалонская армия (около 105 тыс. человек пехоты, 15 тыс. чел. кавалерии, 393 орудия, 76 митральез) выступила из Реймса с целью деблокады Рейнской армии маршала А. Базена, осажденной немцами в Меце. Мак-Магон рассчитывал обойти с севера 3-ю и 4-ю германские армии (188 тыс. человек пехоты, 36 тыс. человек кавалерии, 813 орудий), наступавшие на Шалон и Париж под фактическим командованием генерала Х. Мольтке, и уклониться от столкновения с ними. Получив сведения о выступлении Шалонской армии, Мольтке повернул германские армии с линии Верден, Бар-ле-Дюк на С. с целью не допустить соединения французских армий, прижать Шалонскую армию к бельгийской границе и разгромить её.
Мак-Магон, не зная планов и сил противника, 29-30 августа переправился через р. Маас у Музона и 31 августа подошёл к С., намереваясь дать армии двухдневный отдых, а затем двинуться в обратный путь через Мезьер. Но в это время герм. войска обошли Шалонскую армию с флангов и в ночь на 1 сентября завершили её окружение. 1 сентября в ходе ожесточённого 12-часового сражения французские войска предприняли нерешительную попытку прорваться на З. к Мезьеру, но потерпели неудачу и, потеряв до 17 тыс. убитыми и ранеными, 2 сентября капитулировали. Было взято в плен свыше 100 тыс. человек, в том числе император Наполеон III. Потери немцев составили около 9 тыс. человек. Капитуляция Шалонской армии ускорила падение режима Второй империи. 4 сентября в Париже началась революция, и во Франции была провозглашена республика.
Окружение и капитуляция Французской армии под Седаном 1-2 сентября 1870 г.


Седан
Седан (происхождение термина неизвестно, обычно связывают с названием французского города Седан
название кузова легкового автомобиля, имеющего 4 двери и не менее двух рядов сидений без перегородки между ними. С. позволяет создать прочную несущую конструкцию. С кузовом типа С. в СССР выпускается большинство автомобилей (например, ВАЗ-2101, «Москвич-412», ГАЗ-24 «Волга»).

Седало    Седан    Седативные Средства