Сезанн

Сезанн в Энциклопедическом словаре:
Сезанн - (Cezanne) Поль (1839-1906) - французский живописец. Представительпостимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить спомощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построенийнеизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логикуструктуры, величие природы и органическое единство ее форм (''БерегаМарны'', 1888; ''Персики и груши'', 1888-90).


(Cezanne) Поль (19 января 1839 - Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906,там же), французский живописец. Юность. Годы ученияУчился в коллеже в Эксевместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. Послезавершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца - провинциальногофинансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительныхэкзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания народине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н.академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисоватьобнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещаетзнаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Средикумиров современности - Э. Делакруа и Г. Курбе. Копировал картины старыхмастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи.Специального художественного образования Сезанн не получил и былсамоучкой, так как не желал подчиняться догмам академическогоискусства.Сезанн, Мане и импрессионистыЧерез Золя знакомится с художникамиЭ. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуаром и др., будущимипредставителями импрессионизма. Участвовал в выставках импрессионистов1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетныхсостояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого онсоздавал (''Завтрак на траве'', 1869-70, частное собрание, Париж; ''НоваяОлимпия'', Музей д Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старыхмастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он дажеподписал два декоративных панно ''Весна'' и ''Осень'' (1859-62, Пти Пале,Париж).Ранний период (1860-гг.)Творчество этого периода имеет ярковыраженный романтический характер: сцены насилия (''Убийство'', 1867-70,Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа ''суета сует'' (''Натюрморт счерепом и подсвечником'', 1865-67, частное собрание, Швейцария),эротические видения (''Оргия'', 1864-68, частное собрание, Париж).Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и неставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода -''Портрет отца'' (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера(198 . 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, чтохудожник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В ''Девушке упианино'' (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующеекресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьерезвучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франциивторой половины ХIХ в. (другое название картины - ''Увертюра кТангейзеру''). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема ''купальщиц'' и''купальщиков'', которая станет важной в последующие десятилетия.Творчество1870-х гг.В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике,вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет вПонтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, ещеодна ''малая столица импрессионизма''; тут работают Писсарро и Гийомен. Подвлиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладеваеттехникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этогопериода - ''Дом повешенного'' (1873, Музей д Орсе, Париж). Уроки Писсарробыли важны и потому, что он уделял большое внимание пространственнойорганизованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать егоустойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающейсреды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип,выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал ''воплощением'',реализацией.Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягиваетвсе изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективныезоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемыобратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в егокартинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельнойживописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи,пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слойстановится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. КраскиСезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов(зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка формстановится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.Автопортреты и натюрмортыВ1870-е гг. начинается серия автопортретов. От ''Автопортрета в фуражке''(ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой ''диковатостью'' и ''японизацией''изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов(''Автопортрет'', ок. 1880, частное собрание, Винтертур). В натюрморте ''Вазас фруктами'' (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы впрофиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения наобъект при его изображении - излюбленный прием Сезанна. В отличие отимпрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, уСезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи,исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллахдомов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа средипышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая иполная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн началинтересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-хгг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской впригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище''отшельник из Экса''.Поздний периодНа рубеже 1880-90 гг. Сезанн все большеувлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция ''Пьеро и Арлекин'' (1888,Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику ''мардигра'' - последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции''Игроки в карты'' (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картинойКараваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезаннначинает работать над портретами (''Портрет А. Воллара'', 1899, Пти Пале,Париж; ''Портрет Г. Жеффруа'', 1895, Музей д Орсе, Париж), которые требовалимногочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и егоитоговая композиция ''Большие купальщицы'' (1898-1905, Музей искусств,Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строговыверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры егочасто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы игруппы.Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинаетсяпаломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие егоискусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы ''Наби'',фовистов и кубистов, русских ''сезаннистов'' из ''Бубнового валета''. Сезаннарассматривали порой как ''художника для художников'' и представителя ''чистойживописи'', иногда же, напротив, как создателя своего рода философскойконцепции мира и искусства. Литература:Яворская Н. В. Сезанн. М.,1936.Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. М., 1966.Поль Сезанн: Переписка.Воспоминания современников / Сост. Яворская Н. В. М., 1972.Поль Сезанн:Альбом / Сост. Барская А. Л., 1975.Venturi L. Cezannе, son art, sonoeuvre. Paris, 1936. V.1-2.Rewald J. The ordeal of Paul Cezannе. London,1950.Novotny F. Cezannе und das Ende wissenschftlicher Perspektive. Wien,1938.Badt K. Die Kunst Cezannes. Munchen, 1956.В. С. ТурчинСЕЗЕР (Cesaire) Эме (р. 1913) - мартиникский писатель. Пишет нафранцузском языке. В поэме ''Дневник возвращения в родную страну'', (1939)защищал достоинство ''черной расы''. Стихи; пьеса ''Сезон в Конго'' (1966),посвящена П. Лумумбе.

Определение слова «Сезанн» по БСЭ:
Сезанн (Cйzanne)
Поль (19.1.1839, Эксан-Прованс, - 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер Постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858-62) и Академию Сюиса в Париже (1861-65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. С 1874 участвовал в нескольких их выставках; постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. В ранних работах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, O. Домье; однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен
(«Оргия», 1864-68, частное собрание, Париж; «Убийство», 1867-70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе
(«Печка в мастерской», 1865-68, частное собрание, Лондон). С 1870-х гг. складывается собственная живописная система С., достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х гг. С. начинает работать на пленэре, и хотя его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с Импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы
(«Дом повешенного в Овере», 1872-73, «Поворот дороги», оба произведения - в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию «классического» искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879-82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции
(«Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 1895-1900, Музей импрессионизма), изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) - то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта
(«Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. уплотнённость, пластическое богатство предметного мира
(«Персики и груши», конец 1880-х гг.; см. илл.). В последние годы С. часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений.
Принципы искусства С., в целом оказавшего широкое влияние на живопись 20 в.. на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм (т. н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (Фовизм), либо развивали тезис С. о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (Кубизм).
Лит.: Воллар А., Сезанн, [пер. с франц.], Л., 1934; Яворская Н. В., Сезанн, М., 1935; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Перрюшо А., Сезанн, [пер. с франц.; ст. В. Н. Прокофьева], М., [1966]; [Русакова Р.], П. Сезанн. [Альбом], М., 1970; Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников, [пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Н. В. Яворской], М., 1972; Venturi L., C
йzanne. Son art, son oeuvre, v. 1-2, P., 1936; Rewald J., The ordeal of P. Cйzanne, L., 1950; Badt K., Die Kunst Cйzannes, Mьnch., 1956; Loran Е., Cйzannes composition, Berk., 1963.
В. А. Марков.
П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

П. Сезанн. «Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра». 1890-94. Национальная галерея. Вашингтон.

П. Сезанн. «Курильщик». 1896-1900. Эрмитаж. Ленинград.

П. Сезанн (Франция). «Гора Сент-Виктуар». 1900. Фрагмент. Эрмитаж. Ленинград.

П. Сезанн. Автопортрет.. 1879. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

П. Сезанн. «Пьеро и Арлекин». 1888. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

П. Сезанн. «Берега Марны».Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Сезамовый    Сезанн    Сезень