Сецессион

Сецессион в Энциклопедическом словаре:
Сецессион - (нем. Sezession - от лат. secessio - уход), название объединенийхудожников в Мюнхене (1892), Вене (1897), Берлине (1899), отвергавшихакадемические доктрины, выступивших провозвестниками стиля ''модерн''.

Определение слова «Сецессион» по БСЭ:
Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление)
название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 - начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны «Мюнхенский С.», «Берлинский С.» и «Венский С.».
«Мюнхенский С.», основанный в 1892 Ф. фон Штуком и руководимый с 1899 Ф. фон Уде, объединял преимущественно представителей немецкого варианта стиля «Модерн» - югендстиля. Одним из ведущих мастеров
«Мюнхенского С.» с 1893 стал архитектор, график и дизайнер П. Беренс.
«Берлинский С.», созданный в 1899, объединял в основном художников немецкого Импрессионизма (первый президент общества - М. Либерман). В 1906 общество распалось на «Новый Берлинский С.», руководимый Л. Коринтом, и
«Свободный С.» во главе с Либерманом.
«Венский С.», возникший в 1897, сгруппировал представителей австрийского «модерна», который получил название «сецессионстиль» («стиль С.», Sezessionsstil). Ядром «Венского С.» стал журнал
«Вер сакрум» («Ver Sacrum», основан в 1898), бывший также органом австрийского литературного Символизма (эссе Г. фон Гофмансталя, стихи Р. М. Рильке); главой и ведущим мастером в области живописи являлся Г. Климт. Характерные черты
«сецессионстиля»: для живописи - мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность (Климт); для графики - геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности (Климт, К. Мозер, И. М. Ольбрих, И. Хофман); для архитектуры - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность членений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений (О. Вагнер, Ольбрих, Хофман). Отличительной особенностью
«сецессионстиля» в целом (включая и декоративно-прикладное искусство) являлось тяготение его мастеров к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жёсткость даже в самых сложных комбинациях; отсюда «сецессионстиль» иногда называют
«стилем квадрата» (Quadratstil). Деятельность «Венского С.» во многом способствовала распространению и утверждению как позитивных принципов «модерна» (в архитектуре, в книжной графике), так и его упаднических тенденций (в изобразительном искусстве - склонность к претенциозной символике, болезненной эротике, произвольное искажение форм предметного мира).
Лит.: KleinR., Die Sezession, В.,1905; Biermann G., Die Sezession, B., 1910; Weissenberger R., Die Wiener Sezession, W., 1971. См. также лит. при ст. «Модерн».

Сехмет (Сохмет)    Сецессион    Сецессия