Сибелиус

Сибелиус в Энциклопедическом словаре:
Сибелиус - (Sibelius) Ян (1865-1957) - финский композитор, главанациональной музыкальной школы. Крупнейший симфонист. 7 симфоний,программные оркестровые сочинения, в т. ч. симфонические поэмы ''Финляндия''(1899), ''Дочь Севера'' (1906), ''Тапиола'' (1926) и др., многие на сюжет''Калевалы'' (''Туонельский лебедь'', 1893); концерт для скрипки с оркестром(1903), ''Грустный вальс''; инструментальные ансамбли и пьесы, песни.

Значение слова Сибелиус по словарю Брокгауза и Ефрона:
Сибелиус (Ян) — известный финляндский композитор (род. в 1865 г.) Музыкальное образование получил, главным образом, в Гельсингфорсском музыкальном институте. Произведения С. исполняются нередко и в России. Вдохновение С. черпает в родной природе и народной поэзии ("Калевала"). Главные его произведения: "Sinfoni № 1 e-moll" (1899); "Sinfoni № 2 D-dur" (1902); "Kulle rvo", симфон. поэма для оркестра, соло и хора (1892); "Lemmink ä inen", симфон. поэма для оркестра; "Ouverture E-dur" (1891); "Ouverture a-moll" (1902); музыка к пьесе А. Паула "Kung Kristian II" (1898); "Atenarnes S ä ng" ("Песня афинян", хор мальчиков и оркестр, 1897).

Определение слова «Сибелиус» по БСЭ:
Сибелиус (Sibelius)
Ян (Юхан) (8.12. 1865, Хяменлинна, Тавастехус, - 20.9. 1957, Ярвенпя, близ Хельсинки), финский композитор. Учился у М. Вегелиуса в Хельсинки, совершенствовался у А. Беккера в Берлине, Р. Фукса и К. Гольдмарка в Вене. Наиболее значительны крупные оркестровые сочинения (7 симфоний и 14 симфонических поэм, 1892-1929). С. органично претворял своеобразный северный колорит финской народной музыки, использовав особенности её ладо-гармонических и ритмических оборотов. На поэтических образах национального эпоса
«Калевала» основана «Куллерво-симфония», симфонические поэмы, в том числе цикл «Лямминкяйнен» (4 поэмы, среди них - «Туонельский лебедь», принёсшая С. широкую известность), «Дочь Севера», «Тапиоля».
Многие произведения проникнуты идеями патриотизма (1-я и 2-я симфонии, симфоническая поэма «Финляндия», хоровые произведения, в т. ч. героическая кантата «Край родной»). Импрессионистические краски характерны для его программных сочинений, воплощающих образы природы (симфонические поэмы «Сага», «Весна», «Ночная скачка и восход солнца», «Дриады», «Океаниды», «Тапиоля», 4-я симфония).
Форма некоторых сочинений раннего и среднего периодов творчества отступает от классической схемы (2-я, 4-я и 5-я симфонии), их музыка отличается разнообразием настроений, оркестровая палитра богата оригинальными звукообразованиями, ритму свойствен излом, гармоническому языку - острота, терпкость. В поздних произведениях С. пришёл к классической ясности формы и простоте выразительных средств. Популярны его концерт для скрипки с оркестром, отличающийся глубокими эмоциями, оригинальностью музыкального воплощения; лирические романсы
«Чёрные розы», «Тростник» и особенно «Девушка вернулась со свиданья»; музыка к драматическим спектаклям, переработанная для концертного исполнения, - «Грустный вальс», оркестровая сюита из музыки к драме Шекспира «Буря».
С 1950 ежегодно (в июне) в Хельсинки проводится фестиваль «Неделя С.».
Лит.: Александрова В., Бронфин Е., Ян Сибелиус, М., 1963; Ступель А., Ян Сибелиус, Л., 1963; Вачнадзе М., Ян Сибелиус, М., 1963; Энтелис Л., Сибелиус, в кн.: Силуэты композиторов XX в., Л., 1971; Gray С., Sibelius, 2 ed., L., 1938; Ringborn N. Е., Jean Sibelius, Oklahoma, [1954]; Vigrial М., Jean Sibelius, [P.], 1965; Tawaststjerna E., Sibelius, Stockh., 1968.
М. А. Вачнадзе.
Я. Сибелиус.

Сиббер    Сибелиус    Сибилянт