Симфония

Значение слова Симфония по Ефремовой:
Симфония - 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. // перен. Гармоническое звучание чего-л.
2. перен. Что-л., характеризующееся необыкновенной гармоничностью образующих его частей.

Значение слова Симфония по Ожегову:
Симфония - Гармоническое соединение сочетание чего-нибудьLib


Симфония Большое (обычно из четырех частей) музыкальное произведение для оркестра

Симфония в Энциклопедическом словаре:
Симфония - (от греч. symphonia - созвучие) - музыкальное произведение длясимфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшаяформа инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классическийтип симфонии сложился в кон. 18 - нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирическиесимфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф.Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейскиекомпозиторы 19-20 вв. (И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Франк, А.Дворжак, Я. Сибелиус и др.). Значительное место симфонии в российской (А.П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В.Рахманинов, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И.Хачатурян и др.) музыке.

Значение слова Симфония по словарю Ушакова:
СИМФОНИЯ
симфонии, ж. (греч. symphonia - гармония звуков, созвучие). 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4-х частей, из к-рых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). Симфония может быть названа большой сонатой для оркестра Н. Соловьев. 2. перен. Громкая музыка (разг. шутл.). Часы заводишь, на весь квартал симфонию гремишь. Грибоедов. 3. перен., чего. Одно большое целое, в к-ром сливаются, объединяются различные многочисленные составные части. Симфония цветов. Симфония запахов. Эти звуки сливались в оглушительную симфонию трудового дня. М. Горький. 4. Алфавитный словоуказатель к церковным книгам (церк., лит.). Симфония на ветхий завет.

Значение слова Симфония по словарю Даля:
Симфония
ж. греч. муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие. | Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена. | Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово.

Определение слова «Симфония» по БСЭ:
Симфония (от греч. symphonнa - созвучие, от sэn - вместе и phone - звук)
музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим Оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки. В отдельных С. привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и С. для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов. Обычно С. состоит из 4 частей: первая - в форме сонатного аллегро, вторая - медленная лирическая, третья - менуэт или скерцо, четвёртая - финал, зачастую в рондо-образной форме, с использованием песенно-танцевальных тем. С. - высшая форма инструментальной музыки, превосходящая все другие её формы по своим возможностям воплощения значительных идей и замыслов. Подобный смысл термин
«С.» получил лишь в 18 в. В Древней Греции он означал определённые интервалы, инструменты, позднее в Западной Европе - консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным. Так,
«Священные симфонии» Дж. Габриели (Италия, 16 - начало 17 вв.), Л. Хаслера и Г. Шюца (Германия, 17 в.) - крупные духовные вокально-инструментальные композиции. С начала 17 в. С. чаще называли инструментальные вступления - в сюите, кантате и особенно в опере. В подготовке классической С. важная роль принадлежит оркестровым вступлениям к операм (см. Увертюра), в частности венецианским и в особенности неаполитанским
«оперным симфониям» (А. Скарлатти, Н. Порпора, Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини и др.). В них уже сложилось сопоставление частей в быстром, медленном и снова быстром движении, наметились черты сонатной формы в первой части. В 18 в. С. отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром, впитавшим в себя элементы многих других жанров; в течение длительного времени она была близка дивертисменту и оркестровой серенаде. Значительный этап в формировании С. связан с деятельностью композиторов мангеймской школы; в области С. работали также итальянские, австрийские, французские композиторы. В середине 18 в. в состав С. вошёл менуэт.
В творчестве композиторов венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена сложился зрелый тип С. Гайдн, автор 104 С., прошёл в своём творчестве длинный путь от близких к сюите и дивертисменту С. до своих 12 больших
«лондонских» С. (1791-95), отличающихся вполне определённой структурой цикла и отдельных частей (важнейшее значение в них приобрело тематическое развитие), возросшей ролью финала, единством концепции каждого произведения. Ранее «лондонских»
симфоний Гайдна были написаны последние и наиболее значительные из симфоний Моцарта (всего около 50), в том числе лирическая соль-минорная и величественная до-мажорная, получившая название «Юпитер». Бетховен ещё более обогатил жанр С. В его С. большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. В большинстве своих С. Бетховен вместо менуэта включает скерцо. Особенно выделяются его 3-я
(«Героическая»), а также 5-я, 6-я («Пасторальная»), 7-я и 9-я С. (в финале последней привлечены квартет певцов-солистов и хор).
Композиторы-романтики сохранили традиционную схему цикла, но наполнили её новым содержанием. Видное место у них занимает лирическая С., одним из ярких образцов которой явилась С. си минор Ф. Шуберта (автор 8 С.). Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди (5), часто имеющих картинно-пейзажный характер. Т. о., С. обрели черты программности (см. Программная музыка), столь характерной для композиторов-романтиков. В числе их программных С. - ярко новаторская
«фантастическая симфония» Берлиоза (автор 4 С.), возникшие позднее симфонии «Фауст» и «Данте» Листа. Однако программные замыслы в романтической музыке чаще воплощались в формах одночастных симфонической поэмы, фантазии и др. Р. Шуман в своих 4 С. продолжает традиции Бетховена, а также лирико-эпические симфонии до мажор Шуберта. Из трёх симфоний К. Сен-Санса особенно выделяется последняя. Симфонии Брукнера (девять) и С. Франка (одна) преломляют влияния музыки Р. Вагнера. Виднейшим автором С. в конце 19 - начале 20 вв. был Г. Малер (9 завершенных С.), порой привлекающий и вокальное начало. Значительные С. на Западе создали представители новых национальных школ: во 2-й половине 19 в. - А. Дворжак в Чехии, в 20 в. - К. Шимановский в Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими чертами отличаются симфонии французских композиторов А. Онеггера, Д. Мийо и др. Если в конце 19 - начале 20 вв. главенствовала большая С. (часто для оркестра расширенного состава), то позднее всё большую роль начинает играть скромная по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов «камерная симфония».
Значительное место жанр С. занимает в рус. музыке. В особенности выделяются симфонии А. П. Бородина (2 завершенных С., 2-я - «Богатырская»), П. И. Чайковского (6 С., 6-я - «Патетическая», а также программная С. «Манфред»),
А. К. Глазунова (8 завершенных С.), А. Н. Скрябина (3 С.) и С. В. Рахманинова (3 С.). Большое внимание С. уделяют и сов. композиторы, создавшие много выдающихся произведений в этом жанре. В их числе Н. Я. Мясковский (27 С.), С. С. Прокофьев (7 С.), Д. Д. Шостакович (15 С.), А. И. Хачатурян (3 С.). Значительные С. написаны композиторами Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии и других советских республик.
Лит.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, [пер. с нем.], Л., 1926; Попова Т., Симфония. Пояснение, М. - Л., 1951; 55 советских симфоний, Л., 1961; Вейнгартнер Ф., Исполнение классических симфоний..., пер. с нем., т. 1, М., 1965; Конен В., Театр и симфония, 2 изд., М., 1975; Ярустовский Б. М., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Brenet М., Histoire de la symphony
б orchestre,..., P., 1882; Nef K., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921.

Симфоничный    Симфония    Син