Сисситии

Сисситии в Энциклопедическом словаре:
Сисситии - (греч. syssitia) - в Спарте и др. областях Древней Грецииобщественные обеды, проходившие за столом под открытым небом с одинаковоскромной пищей для всех.

Значение слова Сисситии по словарю Брокгауза и Ефрона:
Сисситии (τά συσσίτια) — у древних греков общественные трапезы, происхождение которых связано, вероятно, с господством патриархального строя. Кроме С., существовавших в Спарте и на Крите, были С. у мегарян во время Феогнида, в Коринфе при Периандре, в Афинах; по свидетельству Аристотеля, С. существовали также у энотрийцев на юге Италии и у карфагенян. Установление С. в Спарте приписывается Ликургу, на Крите — Миносу, хотя, вероятно, пелопоннесские колонисты, заселившие остров Крит, уже нашли там этот обычай установившимся. У критян С. назывались άνδρεϊα или άνδρια, что указывает на то, что к общественным столам допускались одни мужчины: женщины и малолетние дети получали довольствие из тех же запасов, что и мужчины, но принимали пищу у себя на дому. Столовые общества (έταιρεϊαι) составлялись первоначально из родичей и членов одного дома; позднее доступ в них был разрешен всем, кого остальные участники соглашались принять в свою среду. С. устраивались в особых залах, называвшихся на Крите также άνδρεϊα. Помимо столов для граждан, были два особых стола для иноземных гостей и один в честь Зевса гостеприимца (Ζεύς ξένιος), быть может, для возлияний и жертвоприношений. С. критян отличались простотою; участвовавшие в С. всегда сидели за столами, даже в позднейшие времена, когда обычай возлежания был введен в Спарте. Прием пищи начинался молитвою и возлияниями. Каждый гражданин получал одинаковую долю пищи, за исключением почетных гостей и архонта, или "распорядителя столов ". Последний получал четыре порции: одну — как обыкновенный гражданин, другую — как председатель, третью — за помещение, четвертую — за обстановку, из чего видно, что забота о помещении и обстановке лежала на начальнике города. За порядком при раздаче пищи наблюдала женщина из свободнорожденных, имевшая в своем распоряжении трех или четырех помощниц; каждая из них имела в свою очередь двух подручных служанок. Прежде всего подавали чужеземцам; затем лучшие порции предоставлялись наиболее выдающимся из граждан. На каждом столе стояли кратеры со смешанным вином, которое пили с большой умеренностью. До достижения 18-летнего возраста мальчики сопровождали своих отцов на общественные обеды и прислуживали им за столом; они сидели на низеньких скамьях возле отцов и получали половинную порцию. Пищу с общественных столов получали также сироты. Во время обеда господствовало оживление, поддерживавшееся музыкой и пением. Расходы на общественные столы в большинстве критских городов покрывались из податей и доходов от общественных земель. По Аристотелю, каждый получал свою долю из государственных доходов и уже сам вносил свою часть за пользование сисситиями. Спартанские С. назывались первоначально также άνδρεϊα, позднее φιδίτια, и отличались от критских тем, что расходы падали на участников. Участники разделялись на группы по 15 человек в каждой, при чем для заполнения вакансий требовалось единодушное согласие. Присутствие за общественным столом для участников было обязательно; отсутствие допускалось лишь в особо важных случаях. Главными блюдами спартанских С. были черный суп со свининой, дичь, плоды. Устройством С. в Спарте заведовал полемарх. Сисситии способствовали сближению граждан и развитию чувства национального единства. В Спарте члены С., составлявшие одну группу за столом, не раз соединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одни и те же подразделения войска. Характер С. был аристократический, хотя все участники их были равны. С упадком общественной нравственности в Спарте стала исчезать и простота С. Ср. Hoeck, "Kreta" (Геттинген, 1823—29); Bielschowsky, "De Spartanorum Syssitiis" (Бреславль, 1869).

Определение слова «Сисситии» по БСЭ:
Сисситии (греч. syssitia)
фидитии, андрии, в некоторых древнегреческих государствах (Спарте, на Крите и др.) обязательные общие трапезы полноправных граждан. Происхождение ведут от обычаев родового строя. Античная традиция приписывает введение С. в Спарте Ликургу. В С. участвовали спартиаты, достигшие совершеннолетия и вносившие регулярные взносы (продовольствием и деньгами); участвовавшие в С. были разделены на обеденные группы по воинским подразделениям. Проходили С. под открытым небом, за столами, где все получали одинаково скромную пищу. Постепенно по мере разложения
«общины равных» С. изменились, превратившись в праздничные обеды. Попытки царей Агиса IV и Клеомена III возродить С. в 3 в. до н. э. не увенчались успехом. В римское время С. назывались обеды магистратов.

Сисой    Сисситии    Систан