Скерцо

Значение слова Скерцо по Ефремовой:
Скерцо - Небольшое музыкальное произведение в живом, быстром темпе с подчеркнутым ритмом, иногда составляющее часть симфонии, сонаты и т.п.

Значение слова Скерцо по Ожегову:
Скерцо - Небольшое музыкальное произведение в оживленном темпе

Скерцо в Энциклопедическом словаре:
Скерцо - (итал. scherzo - букв. - шутка),1) в 16-17 вв. обозначениевокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а такжеразличных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).2) Часть сюиты(напр., у И. С. Баха).3) Часть сонатно-симфонического цикла, с кон. 18 в.постепенно вытеснявшая менуэт (симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, Г.Малера, Д. Д. Шостаковича и др.). Характерны резкие смены контрастныхобразов, быстрый темп, 3-дольный метр.4) С 19 в. самостоятельноеинструментальное произведение, близкое каприччо (Сюиты для фортепиано Ф.Шопена, Р. Шумана и др.).

Значение слова Скерцо по словарю Ушакова:
СКЕРЦО
нескл., ср. (ит. scherzo - шутка) (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. Скерцо часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть.

Значение слова Скерцо по словарю Брокгауза и Ефрона:
Скерцо (scherzo) — пьеса игривого, шутливого, а иногда причудливого характера, в скором темпе; пишется в форме песни с трио (см. Симфония). У позднейших композиторов, напр. у Шумана, С. заключает в себе два трио. Когда в С. одно трио, последнее пишется в тональности по квинтовому направлению вниз от главной тональности, в которой пишется песнь. В форме песни с двумя трио первое трио пишется в тональности по квинтовому направлению вверх, а второе трио — по квинтовому направлению вниз от главной темы. Порядок чередования частей в последней форме следующий: песнь, 1-е трио, повторение песни, 2-е трио, повторение песни. В С. песнь пишется в 3/4, трио — в 3/4 или 2/4. Трио часто отличается от песни более спокойным характером. С. имеет в конце коду (см.). С. встречается в числе четырех отделений сонаты, квартета, симфонии; в этих формах оно следует или после первой части, или после второй. Со времени Бетховена С. стало заменять в них менуэт. С. пишется и отдельно, не составляя части большого сочинения. В таком случае С., как самостоятельная пьеса, получает более развития, в особенности в смысле введения больших ходов, связующих части С.

Определение слова «Скерцо» по БСЭ:
Скерцо (итал. scherzo, буквально - шутка)
1) в 16-17 вв. в Италии распространённое обозначение одноголосных и многоголосных вокальных пьес на тексты шуточного, игривого характера. 2) Инструментальная пьеса, близкая к Каприччо. Нередко включалась в инструментальную сюиту, а с конца 18 в. вошла в сонатно-симфонический цикл - симфонию, сонату, квартет и т. п., иногда концерт, в которых заняла место прежнего менуэта - как правило, 3-й части цикла. Для С. типичны размер і/4 или і/8, быстрый темп, свободная смена музыкальных мыслей, вносящая элемент неожиданного. Подобно бурлеске, часто связано с выражением юмора - от весёлой шутки до мрачного, зловещего гротеска. Обычно С. пишется в репризной трёхчастной форме с Трио более спокойного характера. Классический тип С. утвержден Л. Бетховеном; в последующее время крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симфонического цикла были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и А. Брукнер на Западе, П. И. Чайковский, А. П. Бородина рус. музыке, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и Д. Д. Шостакович - в советской. В эпоху музыкального романтизма С. вновь возродилось и в виде самостоятельной музыкальной пьесы. В числе авторов таких С. для фортепиано - Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др., для оркестра - Ф. Мендельсон, П. Дюка, М. П. Мусоргский и др.

Скерневице    Скерцо    Скерцозный