Скрябин

Скрябин в Энциклопедическом словаре:
Скрябин - Александр Николаевич (1871/72-1915) - российский композитор,пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленностик неведомым ''космическим'' сферам, идея преобразующей силы искусства. Егомузыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов отодухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркийноватор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии;развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел всимфоническую поэму ''Прометей'' партию света. ''Божественная поэма'' (3-ясимфония, 1904), ''Поэма экстаза'' (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы,прелюдии для фортепиано и др. Профессор Московской консерватории(1898-1904).


Константин Иванович (1878-1972) - российский гельминтолог,основатель научной школы, академик АН СССР (1939), ВАСХНИЛ (1935), АМН(1944), Герой Социалистического Труда (1958). Фундаментальные труды поморфологии, систематике, экологии гельминтов сельскохозяйственных животныхи человека. Описал св. 200 новых видов гельминтов. Первым поставил вопрособ их патогенной роли и девастации (ликвидации). Ленинская премия (1957),Государственная премия СССР (1941, 1950).
Георгий Константинович (р. 1917) - российский ученый, академик АНСССР (1979), академик ВАСХНИЛ (1985), Герой Социалистического Труда(1981). Сын К. И. Скрябина. Основные труды по общей и техническоймикробиологии и биохимии микроорганизмов. Государственная премия СССР(1971).

Значение слова Скрябин по словарю Брокгауза и Ефрона:
Скрябин (Александр Николаевич)талантливый русский композитор и пианист. Род. в 1871 г. в Москве; окончил курс в Московской консерватории, где был профессором фортепьянной игры. Главные произведения С.: симфонии e-dur и c-moll (первая с участием хора в финале на слова "К искусству"), концерт для фортепиано, мазурки, прелюдии, ноктюрны. В фортепьянных его пьесах заметно влияние Шопена; оркестровые его произведения примыкают к Вагнеру.

Определение слова «Скрябин» по БСЭ:
Скрябин - Александр Николаевич [25.12.1871 (6.1.1872), Москва, - 14(27).4.1915, там же], русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882-89). С 1882 брал уроки фортепиано. игры у Г. Э. Конюса, затем у Н. С. Зверева, теории композиции - у С. И. Танеева. С 1888 занимался в Московской консерватории (у В. И. Сафонова, Танеева, А. С. Аренского), которую окончил в 1892 по классу фортепиано. Выступал с концертами в ряде городов России (особенно славился исполнением собственных фортепианных произведений); в 1895-96 издатель М. П. Беляев организовал поездку С. по странам Европы. В 1898-1903 профессор Московской консерватории (класс фортепиано.). В 1904-09 жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке. С 1910 поселился в Москве, выезжал с авторскими концертами в Нидерланды (1912), Великобританию (1914). Игра С. отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, тончайшей градацией звучаний, богатством и разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации.
С. - один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 - начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героическое дерзание и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество С. оказали воздействие идеалистические философские и эстетические течения. В ярких контрастах музыки С., с её мятежными порывами и созерцательной отрешённостью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи.
Основная область творчества С. - фортепианная и симфоническая музыка. В наследии 80-90-х гг. преобладает жанр романтического фортепиано. миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этих лирических пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до страстной патетики. Характерная для С. утончённость, нервная обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают и в крупных циклических сочинениях этих лет: фортепианном концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892-97, 1897).
В 1900-е гг. выкристаллизовалась философская концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симфонических форм выражения. От идей преобразования мира посредством искусства (1-я симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) С. пришёл к утопическому, но величественному замыслу
«Мистерии» - некоего вселенского художественно-литургического действа, объединяющего все виды искусства. Идея обновления, становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й симфонии («Божественной поэмы», 1904) и получает законченное художественное выражение в одночастных симфонических поэмах -
«Поэма экстаза» (1907) и «Прометей» («Поэма огня», 1910). Стремясь к высшей «грандиозности» в кульминациях, С. увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в «Прометее» - хор без слов и специальную партию света (первая попытка синтеза художественных средств, см. Синестезия).
В симфониях С. ещё заметна связь с традициями драматического симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа. Симфонические поэмы - самобытные произведения как по замыслу, так и по воплощению. Темы приобретают афористическую краткость символов, обозначающих то или иное состояние духа (темы «томления», «мечты», «полёта», «воли», «самоутверждения»).
В ладо-гармонической сфере преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность звучания. Усложняется фактура, приобретая многослойную полифоничность. В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось также фортепиано. творчество С., воплощающее в камерном жанре те же идеи, тот же круг образов. Например, 4-я и 5-я сонаты (1903, 1907) являются своего рода «спутниками» 3-й симфонии и «Поэмы экстаза».
Аналогична и тенденция к концентрированности выражения, сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фортепианные поэмы - жанр, имевший в поздний период творчества С. важнейшее значение. Среди фортепианных произведений последних лет центральное место занимают 6-10-я сонаты (1911-13) - своего рода
«подступы» к «Мистерии», частичное, эскизное её воплощение. Их язык и образный строй отличаются большой сложностью, некоторой зашифрованностью. С. словно стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие
«запечатленные мгновения» рождают короткие темы-символы, из которых и состоит ткань произведения. Зачастую один аккорд, двух-трёхзвучная интонация или мимолётный пассаж приобретают самостоятельное образно-смысловое значение. Творчество С. оказало значит. воздействие на развитие фортепианной и симфонической музыки 20 в.
В 1922 квартира С. в Москве превращена в музей.
Соч.: Автобиографическая записка, «Русская музыкальная газета», 1915, № 17-18; Письма, [М.], 1923; Письма, М., 1965.
Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Сабанеев Л., Скрябин, 2 изд., М. - П., 1923; его же, Воспоминания о Скрябине, М., 1925; Альшванг А. А., А. Н. Скрябин, М. - Л., 1940; его же, А. Н. Скрябин, М. - Л., 1945; А. Н. Скрябин, [сб. ст.], М. - Л., 1940; Данилевич Л. В., А. Н. Скрябин, М., 1953; Дельсон В. Ю., Скрябин, М., 1971.
О. Б. Степанов.
А. Н. Скрябин.


Скрябин - Георгий Константинович [р. 4(17).9.1917, Ленинград], советский микробиолог и биохимик, член-корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1947. Сын К. И. Скрябина. Окончил Казанский ветеринарный институт (1942). В 1943-46 в Советской Армии. С 1949 в институте микробиологии АН СССР (с 1960 заведующий лабораторией). С 1962 заместитель директора, с 1967 директор института биохимии и физиологии микроорганизмов АН СССР в г. Пущино. В 1967-74 директор Научного центра биологических исследований АН СССР в г. Пущино. С 1971 исполняет обязанности Главного учёного секретаря Президиума АН СССР. Основные работы в области общей и технической микробиологии и биохимии микроорганизмов. Государственная премия СССР (1971) за участие в разработке научных основ микробиологического получения белков из углеводородов нефти. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями.
Скрябин - Константин Иванович [25.11 (7.12).1878, Петербург, - 17.10.1972, Москва], советский гельминтолог, основатель гельминтологической науки в СССР, академик АНСССР (1939), ВАСХНИЛ (1935), АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1958). Окончив в 1905 Юрьевский (Тартуский) ветеринарный институт, до 1911 работал ветеринарным врачом в Средней Азии. В 1917-20 профессор Донского ветеринарного института в г. Новочеркасске, с 1920 - Московского ветеринарного института (ныне Московская ветеринарная академия). Одновременно с 1920 заведующий гельминтологическим отделом Государственного института экспериментальной ветеринарии (с 1931 Всесоюзный институт гельминтологии). С 1921 по 1949 заведующий гельминтологическим отделом Тропического института (ныне институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского), с 1942 руководитель гельминтологической лаборатории АН СССР. В 1943-52 председатель Президиума Киргизского филиала АН СССР, в 1956-61 вице-президент ВАСХНИЛ.
Исследования С. посвящены морфологии, биологии, филогении, систематике, экологии, эпизоотологии и эпидемиологии гельминтов. Под руководством С. (с 1919) проведено (частью с его непосредственным участием) свыше 300 экспедиций, имевших большое значение в изучении гельминтофауны человека, домашних и диких животных СССР и разработке комплекса плановых оздоровительных мероприятий в медицине и ветеринарии. С. открыл и описал свыше 200 новых видов и дал обоснование 120 новым родам гельминтов, ввёл в науку и практику новые понятия о дополнительных и резервуарных хозяевах, о транзитном паразитизме и симбиопаразитизме, о био- и геогельминтозах. Разработанные С. принципы дегельминтизации и девастации служат основой борьбы с гельминтозами человека, с.-х. животных и растений.
В 1922 С. основал постоянную комиссию по изучению гельминтофауны России (в 1940 преобразована во Всесоюзное общество гельминтологов АН СССР). С. - член ряда зарубежных академий (Франции, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии и др.); почётный член многих иностранных научных обществ (США, Великобритании, Бельгии, Индии и др.). Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го созывов. Имя С. присвоено Всесоюзному институту гельминтологии, Московской ветеринарной академии, Киргизскому сельскохозяйственному институту. В 1973 учреждена золотая медаль имени К. И. Скрябина, присуждаемая ВАСХНИЛ за выдающиеся научные работы и открытия в области ветеринарии. Государственная премия СССР (1941, 1950), Ленинская премия (1957). Награжден 6 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями.
Соч.: Основы общей гельминтологии, М., 1940 (совместно с Р. С. Шульцем); Трематодозы животных и человека, т. 1-23, М. - Л., 1947-70; Строительство гельминтологической науки и практики в СССР, т. 1-5, М., 1962-69 (совместно с др.): Моя жизнь в науке, М., 1969.
Лит.: Антипин Д. Н., Шихобалова Н. П., Академик Константин Иванович Скрябин, М., 1949; Гильденблат А. А., Заянчковский И. Ф., Академик К. И. Скрябин и советская гельминтология, [М., 1963].
В. П. Шишков.
К. И. Скрябин.

Скрючиваться    Скрябин    Скряга