Славяне

Значение слова Славяне по Ефремовой:
Славяне - 1. Одна из крупнейших в восточной и центральной части Европы и в азиатской части России групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южнославянскую (болгары, сербы, словенцы, македонцы).
2. Представители этой группы народов.

Значение слова Славяне по Ожегову:
Славяне - Одна из крупнейших в европе групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южнославянскую (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы)

Славяне в Энциклопедическом словаре:
Славяне - группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы,белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары,сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). 293,5 млн.человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации 125,5 млн. человек.Верующие - православные, католики, часть протестанты. Говорят наславянских языках.

Значение слова Славяне по словарю Ушакова:
СЛАВЯНЕ
славян (славянос устар.), ед. славянин, а, м. Группа народов, живущих в восточной и центральной части Европы и на Балканах. Восточные славяне. Южные славяне. Западные славяне. Оставьте: это спор славян между собою. Пушкин. Знакомый пир их манит вновь - хмельна для них славянов кровь. Пушкин.

Определение слова «Славяне» по БСЭ:
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения.
Общая численность слав. народов на 1970 - около 260 млн. чел., из них: русских - свыше 130 млн., украинцев - 41,5 млн., белорусов - 9,2 млн.; поляков - около 37 млн., чехов - около 10 млн., словаков- 4,7 млн., лужичан - 0,1 млн.; болгар - 7,9 млн., сербов - 9 млн., хорватов - 4,8 млн., словенцев - 2,1 млн., черногорцев - 0,6 млн., македонцев (в Югославии) - 1,2 млн.
Источники по истории древних С. - предков современных слав. народов - археологические и лингвистические данные, сведения греко-римских и византийских историков (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), раннесредневековые летописи, хроники. Древнейшие исторические сведения о С., известных тогда под именем венедов, относятся к 1-2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь).
Данные языкознания связывают древних С. с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на З., в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Северными соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С. северную группу индо-европейских племён. Восточными соседями С. были западноиранские племена (скифы, сарматы), южными - фракийцы и иллирийцы, западными - кельты: Вопрос о древнейшей
«родине» С. остаётся дискуссионным, но большинство исследователей считает, что она находилась к В. от Вислы.
По предположению многих советских, польских, чехословацких археологов, древние С., так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён Шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. В последующее время С были представлены несколькими, генетически связанными между собой археологическими культурами, особое значение среди которых имели Тшинецкая культура, распространённая в 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром, Лужицкая культура (13-4 вв. до н. э.) и Поморская культура (6-2 вв. до н. э.) на территории современной Польши.
В Поднепровье некоторые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (8 - начало 6 вв. до н. э.), невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно с С. связывают подгорневскую культуру и милоградскую культуру (7 в. до н. э. - 1 в. н. э.). Существовавшая с конца 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье Зарубинецкая культура связывается с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, её носители занимались земледелием, скотоводством и ремёслами. Вероятно, у некоторых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.
Во 2-4 вв. н. э., в результате движения на Ю. герм. племён (Готы, Гепиды), целостность территории С. была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С. на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на С. и С.-В. по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3-4 вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство - полиэтнической группировкой, включавшей слав. элементы. В конце 5 в., после падения державы гуннов, начались продвижение С. на юг (к Дунаю, в Северо-Западном Причерноморье) и их вторжения в балканские провинции Византийской империи.
Племена С. разделялись тогда на две группы - антов (вторгавшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с С. и С.-3.; о вторжении С. на Балканский полуостров см. в ст. Великое переселение народов). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения С., они удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во 2-й половине 1-го тыс. С. заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные племена группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие
«племена» С., перечисленные в «Повести временных лет» (Поляне, Северяне, Древляне, Кривичи, Уличи, Тиверцы, Хорваты, Радимичи, Дреговичи, Вятичи и др.). В 7-8 вв. среди объединений С., проникших на Балканский полуостров, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и многие др.
Свидетельства письменных источников подтверждаются археологическими памятниками С. 6-7 вв., которые хорошо известны на территории СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками с бревенчатым срубом (реже - наземные столбовые постройки), отдельные городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжений. Во взаимодействии с искусством ближайших соседей - германцев на З., угро-финнов на С. и С.-В., скифов и сарматов на Ю. и Ю.-В., фракийцев на Ю.-З. - развивалось искусство С. Многообразны образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом.
Ювелирное искусство представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологические представления С. отразились и в отдельных произведениях монументальной скульптуры (например, в Збручском идоле). Наиболее распространённым типом пластики С. были воздвигавшиеся в центре святилища изображения богов, нередко имеющие несколько ликов и отличающиеся статичностью и нерасчленённостью форм. В 7 в. в некоторых ювелирных изделиях С. проявилось возрастающее влияние византийского искусства.
На основе письменных источников 6-12 вв., археологических и этнографических сведений выявляются некоторые черты древнеславянской мифологии и религии. К древнейшим формам религии относятся семейно-родовые культы предков - «родителей»
(пережитки его - образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, которые связаны и с плодородием. Общинные земледельческие культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки и т. п.). К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились леший (duch lisny - польск.), водяной (vodnik - чеш.), полевой дух - полудница (pripoldnica - лужицк.), вилы - водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В конце 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных культов в государственные.
Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тыс. у С. происходил процесс разложения первобытнообщинных отношений, что было обусловлено изменениями в экономической жизни С., прежде всего в системе земледелия и землепользования, развитием ремёсел. С. занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремёслами, жили соседскими общинами; историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства производства и образованию классов.
В итоге расселения С. по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этническая и языковая общность С. начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трёх славянских группировок - западной, восточной и южной. С распадом родового строя и с возникновением древнейших слав. государств [Первое Болгарское царство (см. в ст. Болгария), государства Само, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь] в конце 1-го тыс. н. э. начали формироваться средневековые слав. народности: Поляки и Чехи, а несколько позже - Словаки (западные славяне); Словенцы, Сербы, хорваты и Болгары (южные С.). У восточных С. шёл процесс формирования древнерусской народности. С 9-10 вв. среди С. начинает распространяться христианство, постепенно занявшее положение господствующей религии. Глубокое влияние на сложение национальных культур эпохи формирования раннефеодельных государств Восточной Европы (8-9 вв.) оказало художественное наследие С.
В последующие столетия территория расселения С. претерпела существенные изменения. Продвинувшиеся в долину среднего Дуная мадьярские (венгерские) племена (конец 9 в.) отрезали западных славян от южных, причём часть слав населения Паннонии была ассимилирована венграми. Терртория западных С. сократилась под натиском немцев (см. «Дранг нах Остен»).
Продвинувшись на восток, немцы уничтожили или поглотили почти всех полабских С. (кроме небольшой группы, из которой сформировались Лужичане) и поморских С. (кроме кашубов); поляки на С. были в значительной части отрезаны от Балтийского моря, а на Ю., где немцы проникли до Силезии, оказались отчленены от чехов; немцы заняли и часть чешских земель. Несколько сократилась территория южных С.; большая часть их на Пелопоннесском полуострове была ассимилирована греками; шёл процесс ассимиляции австрийцами каринтийских словенцев. Во 2-й половине 14 в. началось наступление турок, которые заняли территории болгар и сербов, заставив часть последних переселиться из т. н.
Старой Сербии на север, в область Воеводины. В борьбе против турок оформились южнославянские народности. У восточных С. в 13 в. в результате нашествия монголо-татар оказались обезлюднены многие южные и юго-восточные области, однако уже в 15 в. в ходе борьбы с Золотой Ордой и возникшими после её распада татарскими ханствами заселение этих областей возобновилось. В это время развернулся и процесс формирования восточно-славянских народностей - русских и украинцев, а несколько позже - белорусов. После падения в 16 в. Казанского и Астраханского ханств русские расширили территорию своего расселения, продвинувшись в Поволжье, Приуралье и далее - в Сибирь; украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморские степи и вместе с русскими - степные и предгорные районы Северного Кавказа. Этническая территория белорусов осталась без существенных изменений.
Сравнительно позднее этническое разделение слав. народов, общность их исторических судеб, проявившаяся, например, в борьбе против немецких и турецких феодалов, а также во многом сходные трудности национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных С. была включена в Австрийскую, позже Австро-Венгерскую, империю и Османскую империю), - всё это способствовало сохранению сознания славянской общности, которое заметно усилилось в 19 в., когда развернулся процесс формирования буржуазных наций. Однако в то время оно нередко искажалось политическими идеями Панславизма. Национальный гнёт и тяжёлое экономическое положение слав. народов в конце 19 - начале 20 вв. вызвали сильную эмиграцию их в других страны Европы (например, во Францию) и за океан (преимущественно в США и Канаду). Общая численность славянских народов на начальник 20 в. составляла около 150 млн. человек, в том числе: русских - свыше 65 млн., украинцев - около 31 млн., белорусов - около 7 млн.; поляков - свыше 19 млн., чехов - свыше 7 млн., словаков - свыше 2,5 млн.; сербов и хорватов - свыше 9 млн., болгар - 5,5 млн., словенцев - 1,5 млн. Основная масса слав. населения находилась в России - 107,5 млн. чел.; в Австро-Венгрии - около 25 млн. чел., Германии - свыше 4 млн. чел.; в странах Америки - свыше 3 млн. чел.
Результатом национальных движений среди южных и западных С., развернувшихся с середины 19 в., было воссоединение их этнических территорий и создание государственности; этот процесс был ускорен поражением Турции в войне с Россией (1877-78) и в 1-й Балканской войне (1912), а также поражением Австро-Венгрии в 1-й мировой войне 1914-18. Послевоенные международный акты фиксировали новые границы Болгарии, сложение многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии, восстановление национальной государственности Польши. Октябрьская революция 1917 в России привела к созданию национальной государственности украинцев и белорусов, которые наряду с русскими в ходе социально-экономических преобразований сформировались в социалистической нации.
Солидарность славянских народов активно проявилась и окрепла в годы 2-й мировой войны 1939-45, в ходе борьбы против фашизма. В 1939 и в первые послевоенные годы произошло воссоединение всех украинских и белорусских земель, а также восстановление исконной этнической территории поляков и чехов. В результате политических и социально-экономических преобразований в Восточной и Юго-Восточной Европе сложились социалистические славянские государства и сформировались славянские социалистические нации: польская, чешская, словакская, сербская, хорватская, болгарская и др. (Об их истории, экономике, культуре и искусстве см. статьи по соответствующим странам и народам.)
Источн.: Иордан, О происхождении и деяниях гетов, Getica, пер. с греч., М., 1960; Прокопий из Кесарии, Война с готами, пер. с греч., М., 1950; Феофилакт Симокатта, История, [пер. с греч.], М., 1957; Мишулин А. В., Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э.,
«Вестник древней истории», 1941, № 1.
Лит.: Народы Европейской части СССР, т. 1, М., 1964; Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964; Погодин А. Л., Из истории славянских передвижений, СПБ, 1901; Шахматов А. А., Древнейшие судьбы русского племени, П., 1919; Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чеш., М., 1956; Третьяков П. Н., У истоков древнерусской народности, Л., 1970 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 179); его же, Некоторые данные об общественных отношениях в восточнославянской среде в 1 тысячелетии н. э.,
«Советская археология», 1974, № 2; Ляпушкин И. И., Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа. Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами, М. - Л., 1961 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 104); его же. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства (VIII - первая половина IX в.). Историко-археологические очерки, Л., 1968 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 152); Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики славянских языков, М., 1961; Филин Ф. П. Образование языка восточных славян, М. - Л., 1962; Славяне накануне образования Киевской Руси, М., 1963; Горнунг Б. В., Из предыстории образования общеславянского языкового единства, М., 1963; Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья,
«Вопросы истории», 1974, № 1; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов, М., 1974; Смирнов Ю. И., Славянские эпические традиции, М., 1974; Алексеева Т. И., Этногенез восточных славян по данным антропологий, М., 1973; её же, Славяне и германцы в свете антропологических данных,
«Вопросы истории», 1974, №3; NiederiIe L., Slovanske starozitnosti, [2 vyd.], dl 1-3, Praha, 1906-25; его же, Zivot starych slovanu, dl 1-3, Praha, 1911-34; Lehr Splawinski Т., О pochodzeniu i praoji czyznie stowian, Poznan, 1946; Szymanki W., Slowianszczyzna wschodnia, Wroclaw, 1973; Slowianie w dziejach Europy, Poznan, 1974, Gimbutas М., The Slavs [L. 1971] (лит. с. 189-196).
П. Н. Третьяков, В. И. Козлов.
Древние славяне в 6-9 вв.

Славутич    Славяне    Славянизация