Солон

Значение слова Солон по Ефремовой:
Солон - 1. Доставляющий много неприятностей, горя, беспокойства и т.п.
2. Достающийся ценой больших усилий, трудов; очень тяжелый.

Значение слова Солон по Ожегову:
Солон - Содержащий много соли

Солон в Энциклопедическом словаре:
Солон - (Solon) (между 640 и 635 - Афины - ок. 559 до н. э., там же),древнегреческий государственный деятель, военачальник и поэт. Происходилиз знатнейшего рода Кодридов, некогда царствовавшего в Афинах. Чтобыподдержать благосостояние семьи и повидать чужие страны, активно занималсяв молодые годы морской торговлей.На политическую арену Солон выступил,когда Афины уже длительное время терпели неудачи в войне с соседнимиМегарами за примыкающий к Аттике остров Саламин. После того как он встихотворном памфлете ''Саламин'', призвал к продолжению борьбы до победногоконца, большинство граждан поддержало идею возобновления военных действий.Во главе вооруженных сил афиняне поставили Солона, который вскоре сумелотвоевать Саламин. Афинское государство в тот период было охваченоглубоким внутренним кризисом. Резкое имущественное неравенство гражданполиса привело к тому, что масса бедняков оказалась в долговой кабале убогачей. Не уплатившие вовремя долг вынуждены были продавать своих детейили сами становились рабами. Назревавшее недовольство народа грозиловылиться в открытый мятеж и государственный переворот. В таких условияхвласть предержащие решили пойти на проведение необходимых реформ сверху.Эту нелегкую миссию возложили на Солона как на лицо наиболее авторитетноеи к тому же нейтральное по отношению к различным политическимгруппировкам. Он был избран первым архонтом и получил широкие полномочияпо установлению новых законов. Реформы СолонаСреди проведенных им реформэкономического характера на первом месте стоит так называемое ''стряхиваниебремени'' - снятие с оказавшихся в закладе земельных участков камней,которые символизировали права кредиторов-заимодавцев (как своего родавексели). Произведена была полная кассация долгов, долговое рабствообъявлено вне закона. Все ставшие рабами из-за неуплаты в срок долгаполучили свободу, а тех из них, кто был продан за пределы Аттики, выкупилиза государственный счет.Было разрешено свободно завещать любое имуществобез всяких ограничений, при этом земельные владения дозволялось делить налюбые доли, как и всякую другую частную собственность. Запрещен был вывозиз Аттики хлеба, но поощрялся вывоз оливкового масла и вина (аследовательно, и разведение этих интенсивных культур). Большое значениедля развития торговли имела проведенная унификация единиц мер и веса, атакже переход на более удобную эвбейскую монетную систему (вместоэгинской). Политические реформы Солона включали в себя введениеимущественного ценза при распределении граждан по разрядам (из которыхформировались различные подразделения полисного ополчения), расширениеправ народного собрания и создание при нем специального совещательногооргана для предварительной подготовки решений, организацию суда присяжныхпо гражданским и уголовным делам. Солоновская конституция, носившаякомпромиссный характер, решила многие, но далеко не все, проблемыафинского полиса. Ее положения формально оставались в силе и послеустановления в Афинах тирании Писистрата, к которой Солон, тогда ужеглубокий старик, отнесся резко отрицательно. Литература:Плутарх.Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Биография Солона. М., 1961. Знаменитыегреки. Л., 1961.История Древней Греции. М., 1972.Геродот. История. Л.,1972.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.М., 1979. Биография Солона.Аристотель. Политика. Сочинения. М., 1984. Т.4. С. 375-644.Аристотель. Афинская политика. М., 1996.Honn K. Solon.Staatsmann und Weiser. Wien, 1948.Woodhouse W. J. Solon the liberator. NewYork, 1965.А. А. МолчановГОЙ - млекопитающее семейства куньих. Длина тела до 31 см, хвоста до15 см. Обитает главным образом в горных районах Азии (исключая севернуючасть). Истребляет вредных грызунов.


(между 640 и 635 - ок. 559 до н. э.) - афинский архонт 594, провелреформы (отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства,введение земельного максимума и др.). Все граждане были разделены на 4разряда в соответствии с имущественным цензом. Античные преданияпричисляли Солона к 7 греческим мудрецам.

Значение слова Солон по словарю Ушакова:
СОЛОН, солона, солоно. См. солёный, солоный и солоно.

Значение слова Солон по словарю Брокгауза и Ефрона:
Солон (Σολων) — знаменитый афинский реформатор и законодатель, один из "семи мудрецов", элегический поэт. По отцу принадлежал к знатному эвпатридскому роду Кодридов, а по матери был родственником Пизистрата. Год рождения С. точно не известен. Вообще, большая часть дошедших до нас биографических данных о С. отличается сомнительной достоверностью; в них много легендарных украшений. Отец С. не обладал большими средствами и не пользовался влиянием, так что С. принадлежал к людям среднего круга. Уже в молодости он стал заниматься торговлей, к чему его побудили расстроившиеся денежные дела его дома. По торговым делам он много путешествовал. Во время путешествий С., по преданию, приходил будто бы в соприкосновение с знаменитейшими мудрецами того времени (Периандром Коринфским, Фалесом Милетским, Анахарсисом). По широко распространенному в древности воззрению, опиравшемуся на существование среди Солоновых элегий элегии о Саламине, С. приобрел известность завоеванием у мегарян острова Саламина. Вследствие нескольких неудач, которые понесли афиняне в борьбе с мегарянами из-за Саламина, предложения, клонившиеся к возобновлению борьбы за "желанный" остров, были, будто бы, запрещены под страхом смертной казни. Тогда С. притворился помешанным и прочел на площади свою элегию. Воодушевленные ею афиняне начали войну и, под начальством С., завоевали остров. Этот рассказ представляет легенду: остров Саламин был завоеван, вероятно, позднее, Пизистратом (к тому времени относится, может быть, и знаменитая элегия). Другой заслугой, стяжавшей С. широкую славу, предание считало возбуждение им греков к священной войне против г. Кирры, жители которого обижали дельфийское святилище. Наконец, С. приписывалось участие в разрешении дела о лицах, виновных в святотатственном избиении приверженцев Килона (см.): С. будто бы убедил виновных подчиниться суду тридцати. Говорили, что он подружился с очищавшим город критским жрецом Эпименидом. Вероятнее всего, что действительной причиной возвышения С. и его широкой популярности была его поэтическая деятельность. С. писал преимущественно элегии, темами для которых он брал нравственные, социальные и политические вопросы. По сохранившимся (главным образом у биографов С., напр. у Плутарха и у Аристотеля в "Афинской политии") отрывкам его элегий мы можем составить себе понятие о его личности и нравственной философии. Подобно другим "мудрецам" того времени, С. интересовался преимущественно вопросами практической морали. Он был врагом несправедливости и всяких крайностей: ему приписывалось изречение: μηδέν αγαν = "все в меру". Благодаря своим элегиям, С. приобрел популярность, как сторонник необходимых реформ, выказывавший сочувствие угнетенному демосу. Внутреннее состояние Афин было в то время (в конце VII и в начале VI в. до Р. Х.) очень печально; масса находилась в невозможных экономических и политических условиях. Большая часть земли принадлежала немногим эвпатридским родам, так как к ним переходило много крестьянских участков, вследствие задолженности массы крестьян. Многие попадали в положение гектемориев, т. е. наемных рабочих, обрабатывавших земли знатных за шестую часть урожая, т. е. долю, слишком незначительную. Многие за долги попали в личную кабалу, некоторое были проданы за границу. Наконец, в руках эвпатридов находились всецело и управление, и суд (четвертая глава аристотелевской "Афинской политии" подложна: рисуемый ею политический строй не мог существовать до С.). Кроме богатой знати и приниженной массы бедняков, существовал уже довольно многочисленный средний класс, созданный новыми экономическими факторами: торговлей и промышленностью. Этот класс, вместе с бедняками, был заинтересован в реформах — и на него должен был опираться С., равно как и на наиболее благомыслящую часть эвпатридов. Социальная рознь грозила опасной борьбой, результатом которой могла быть тирания. По преданию, некоторые убеждали С. стремиться к тирании, но он отказался, потому что "тиран гибнет сам и губит свой дом" — мотив отказа, очень характерный для греческой морали того времени. Наконец, эвпатриды сделали уступку: С. был по общему соглашению выбран примирителем и архонтом, с полномочием произвести необходимые преобразования (594—593 г.). С. начал свою деятельность с облегчения экономического положения массы, с "сейсахфии (сисахтии)". Сейсахфия была мерой радикальной: она состояла в отмене всех долгов, которые обеспечивались землей или личностью должника (некоторые думают, что были уничтожены все вообще долги, но это сомнительно). Те, кто за долги попал в личную зависимость, были освобождены. С. принял меры и к тому, чтобы возвратить на родину по возможности всех, кто за долги был продан за пределы Аттики: их выкупали, но на какие средстванеизвестно. Затем С. запретил заключать долговые сделки, в которых долг обеспечивался бы личностью должника. Сейсахфия расчистила почву для дальнейших реформ. После нее С. преобразовал государственное устройство, так как прежний строй уже не соответствовал новым условиям. Сейсахфия была единственной радикальной мерой С.; во всей остальной реформаторской деятельности он выказывает склонность к "золотой середине", к умеренности, к возможному примирению новых требований с сохранением старого (очерк политических реформ С. см. соотв. статью). Законодательная деятельность С. не ограничилась сейсахфией и реформой госуд. устройства: он реформировал все афинское право, за исключением уголовного, которое С. оставил в том виде, как его установил Дракон (см.). С. внес изменения, во-первых, в семейное и родовое право (законы о сиротах-наследницах, очень важный закон о наследовании, дозволивший при отсутствии детей распоряжение имуществом по завещанию, чем нанесен был удар родовой замкнутости, и др.). Он ограничил приобретение земли (чтобы воспрепятствовать скоплению ее в немногих руках), регулировал отношения соседей по землевладению (напр. запретил затенять посадками на границе землю соседа), пользование источниками воды, установил некоторые правила, касающиеся торговли (запретил вывоз из Аттики сельскохозяйственных продуктов, кроме масла), преобразовал меры, вес и монету (ввел в Афины эвбейскую систему), допустил свободу ассоциаций для религиозных, торговых и других целей, принимал меры против роскоши (и, в частности, против роскоши женщин). Из других законов С. важное значение имело дозволение каждому приносить жалобы на несправедливость, причиненную даже лицу, совершенно постороннему для жалобщика, и требование, чтобы во время волнений и междоусобия каждый примыкал к одной из борющихся партий; кто не исполнял этого, подвергался атимии (цель этого закона — предохранить город от продолжительных смут и от захвата власти энергическим меньшинством, опирающимся на политический индифферентизм массы). Законы С. были написаны на деревянных таблицах (кирбах), заключенных в рамы, поворачивавшиеся на оси. Так как подлинный текст этих законов не сохранился, то трудно определенно указать, какие из них действительно были изданы Солоном и какие лишь впоследствии приписаны ему. Реформированное С. право оказалось живучее установленного им политического строя и оказало влияние на некоторые позднейшие законодательства (напр. на римские законы XII таблиц). С. назначил изданным им законам столетний (по другим известиям — десятилетний) срок и уехал из Афин. Он имел в виду свои торговые дела и желал избежать последствий неудовольствия, которое он возбудил во многих своими реформами: в отрывке одной из элегий он сам говорит, что многие были недовольны им, так как он не произвел передела всей земли, на который они надеялись; другие (знатные) думали, что и так он зашел слишком далеко. Полагали, что С. посетил тогда Кипр, Египет и Лидию (известный легендарный рассказ о его пребывании при дворе Креза). Возобновившаяся в Афинах борьба партий в конце концов привела к установлению тирании Пизистрата, которой С. пытался противодействовать. Когда тирания утвердилась, С. все-таки остался в Афинах, где, по-видимому, вскоре и умер. Литература о С. до 1885 г. приведена у Бузольта ("Griechische Geschichte", т. I, стр. 436 и сл.). После этого важнейшим новым источником стала аристотелева "Афинская полития", главы V — XII, где приведены еще фрагменты С. элегий (известные ранее фрагменты у Bergk, "Fragm. lyr. Graec.", II). См. Bruno Keil, "Die Solonische Verfassung in Aristoteles Verfassungsgeschichte Athens" (Б., 1892); Ed. Meyer, "Gecshichte des Alterthums" (Штуттг., 1893, II т.); В. Бузескул, "Афинская полития Аристотеля и т. д." (Харьков, 1895); Штерн, "Солон и деление аттическ. граждан на классы" (сборн. в честь проф. Ф. Е. Корша, М., 1896); M. Хвостов, "Сисахтия С. и разложение эвпатридского землевладении" ("Филологич. Обозр.", 1897). Д. К.

Определение слова «Солон» по БСЭ:
Солон (греч. Sуlon)
(между 640 и 635 - около 559 до н. э.), афинский (Древняя Греция) политический деятель и социальный реформатор. Происходил из обедневшего знатного рода Кодридов; занимался морской торговлей, путешествовал. Прославился как военачальник в войне Афин с Мегарой за Саламин (конец 7 в.). Будучи избранным в 594 архонтом и айсимнетом (посредником для улаживания социальных споров), провёл ряд социально-политических реформ. Первая реформа - сисахфия (греч. seis бchtheia, буквально - стряхивание бремени, т. е. снятие долговых камней с земельных участков бедноты)
- отменяла поземельную задолженность, ликвидировала долговое рабство; проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены и возвращены на родину. Закон о свободе завещаний сделал возможным дробление родовых земельных владений. Ряд реформ С. был проведён в интересах торгово-ремесленных слоев общества: унификация мер и весов; замена эгинской монеты более распространённой эвбейской; разрешение торговых сотовариществ. Согласно реформе государственного строя - тимократической конституции (т. е. основанной на имущественном цензе), все граждане были разделены на 4 класса (или разряда) по количеству доходов с земли: Пентакосиомедимны, Всадники, Зевгиты, Феты. Политические права каждого класса определялись размером имущества. С. усилил роль народного собрания (экклесии), создал два новых органа управления: Совет 400 (Буле) и гелиэю (суд присяжных). Реформы С. способствовали ускорению ликвидации пережитков родового строя и господства родовой аристократии, заложили основы афинской рабовладельческой демократии.
Один из первых аттических поэтов, С. писал элегии и ямбы. Греческая традиция включает С. в число «семи мудрецов».
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, гл. 5; Ленцман Я. А., Рабы в законах Солона, «Вестник древней истории». 1958, № 4: его же, Достоверность античной традиции о Солоне, в сборнике: Древний мир, М., 1962; Freeman К., The work and life of Solon, Cardiff - L., 1926; Masaracchia A., Solone, Firenze, 1958; Woodho use W. J., Solon the liberator, N. Y., 1965.
С. С. Соловьева.

Соломотряс    Солон    Солонгой