Сорель

Сорель в Энциклопедическом словаре:
Сорель - Шарль (1602-74) - французский писатель. В плутовском романе''Комическое жизнеописание Франсиона'' (1623-33) продолжал традициюгротескного реализма Ф. Рабле.


(Sorel) Жорж (1847-1922) - французский философ, теоретиканархо-синдикализма. Вначале представитель т. н. ''новой школы'' марксизма,затем выступил с критикой рационального познания, научного пониманияистории, с учением о мифе как мировосприятии любой социальной группы ивосхвалением насилия как движущей силы истории; социалистическую революциюрассматривал как спонтанный иррацион, порыв народа. Идеи Сореля оказаливлияние на формирование фашизма, на современных идеологов левацких иправых экстремистских групп на Западе.

Определение слова «Сорель» по БСЭ:
Сорель (Sorel)
Альбер (13.8.1842, Онфлёр, Нормандия, - 29.6.1906, Париж), французский историк. Член Академии моральных и политических наук (1889), член Французской академии (1894). Работал в министерстве иностранных дел. Ученик И. Тэна, испытавший значительное влияние А. Токвиля, С. примыкал в историографии к буржуазно-консервативному направлению. Его исследования посвящены истории дипломатии и международных отношений, основаны на обширном документальном материале и написаны с большим литературным мастерством. В труде
«Европа и французская революция» (1885-1911, рус. пер., т. 1-8, 1892-1908) С. дал широкую картину международных отношений конце 18 - начале 19 вв., но он не разграничивал освободительной войны революционной Франции и захватнические войны Директории, Консульства и Империи, идеализировал политику Наполеона I.
Соч.: Histoire diplomatique de la guerre franco-allemande, t. 1-2, P., 1875; La question dOrient au XVIII siecle, P., 1878.


Сорель (Sorel)
Жорж (2.11.1847, Шербур, - 30.8.1922, Булонь), французский социальный философ, теоретик Анархо-синдикализма. Окончил Политехническую школу и работал инженером в Перпиньяне; с 1892 занимался литературной и общественно-политической деятельностью. В 1895 (с П. Лафаргом и др.) основал журнал
«Le devenir social», с 1899 сотрудничал в международном социалистическом журнале «Le mouvement socialiste».
Философские взгляды С. эклектичны и сложились под влиянием А. Лабриолы, Ж. Э. Ренана, Ф. Ницше, А. Бергсона. В. И. Ленин критически оценил мировоззрение С., назвав его «известным путаником»
(см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 310). Вначале С. считал себя представителем «новой школы» марксизма. Но в дальнейшем выступил с критикой всех форм рационального познания и обоснования социально-политических программ (включая марксизм), противопоставив им анархо-синдикалистское учение о социальном мифе
(«Размышления о насилии», 1906, рус. пер 1907). Миф, по С., - нечто интуитивно цельное, символически образное, не поддающееся разложению, необходимый элемент мировосприятия любой социальной группы. Он есть выражение воли к власти группы или класса, возглавляющего социальное движение.
С. отвергал институты буржуазного строя (демократию, мораль, систему образования и др.) и видел спасение европейской цивилизации, переживающей глубокий кризис, в социалистической революции. Однако революцию он рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа, движимого социальными мифами. Согласно С., в основе мифа о революции лежит идея этической ценности насилия, которое является движущей силой истории. Носители социалистических идей, по С., не партии, а профсоюзы (синдикаты).
Политические взгляды С. непоследовательны и противоречивы. Он критиковал парламентско-реформистский социализм (Ж. Жореса); вместе с тем был близок к различным лево- и праворадикальным группам (в частности, к националистической группе Action fran зaise).
С. приветствовал Октябрьскую революцию 1917, назвав её утренней зарёй новой эры. Однако реакционные идеи, содержащиеся в работах С., оказали большое влияние на формирование итальянского фашизма и немецкого национал-социализма. Возрождение интереса к идеям С. характерно для современных идеологов левых и правых экстремистских групп во Франции, Италии и Латинской Америке.
Соч.: Le proces de Socrate, P., 1889; La decomposition du Marxisme, P., 1908; Matйriaux dune thйorie du prolйtariat, P., 1919; De lutilitй du pragmatisme, P., 1921; DAristote a Marx (Lancienne et la nouvelle m йtaphysique),
P., 1935; Lettresa Paul Delesalle. 1914-1921, P., 1947; в рус. пер. - Социальные очерки современной экономии, М., 1908; Эволюция социализма, в кн.: Социальное движение в современной Франции, М., 1908.
Лит.: Малецкий Л., Жорж Сорель, «Коммунистический Интернационал», 1923, № 24, 25; Лабриола А., Исторический материализм и философия (Письма к Сорелю), П.. 1922: Rossignol F., Le penseede G. Sorel, P., 1948; Berding H., Rationalismus und muthos. Geschichtsauffassungund politische Theorie bei G. Sorel, Mьnch. - W., 1969.
А. П. Огурцов.
Сорель (Sorel)
Шарль (1602, Париж, - 7.3.1674, там же), французский писатель. Выступил с поэмой «Эпиталамы» (1616), со стихами на случай. Опубликовал прециозные галантные романы: «Любовная история Клеагенора и Дористеи» (1621) и др. Известность С. принесло написанное в стиле испанских плутовских романов 16-17 вв.
«Комическое жизнеописание Франсиона» (книги 1-12, 1623-33), положившее начало французскому бытовому роману, пронизанному духом религиозного вольномыслия. В остроумном романе-пародии на пасторальную литературу «Сумасбродный пастух»(1627-28), написанном в подражание
«Дон Кихоту» М. Сервантеса, С. отвергает эстетику прециозной литературы. С. - автор «Истории французской монархии» (1632).
Соч.: CEuvres diverses, P., 1663; в рус. пер. - Правдивое комическое жизнеописание Франсиона, [М. - Л.], 1935.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М. - Л., 1946, с. 384-91, Reynier G., Le roman realiste au XVII siecle, P., 1914.
В. С. Лозовецкий.
Сорель (Sorel)
город на В. Канады, в провинции Квебек. 19,3 тыс. жителей (1971). Порт на р. Св. Лаврентия. Машиностроение (производство судов, ж.-д. вагонов, промышленного оборудования), чёрная металлургия.

Сорежиссёр    Сорель    Сореску