Шлютер

Шлютер в Энциклопедическом словаре:
Шлютер - (Schluter) Андреас (ок. 1660-1714) - немецкий архитектор искульптор. Представитель барокко. Строил парадные, величественные здания(Городской дворец в Берлине, 1698-1706); памятник Фридриху Вильгельму(1696-1703) в Берлине. С 1713 - в России (отделка Летнего дворца вСанкт-Петербурге, 1713-14).


Герман (1851-1919) - немецкий историк. Участник социалистическогодвижения Германии, а затем США. Труды по истории рабочего идемократического движения в США, а также чартистского движения вВеликобритании.

Значение слова Шлютер по словарю медицинских терминов:
Шлютер - см. Мейера-Шлютера...

Значение слова Шлютер по словарю Брокгауза и Ефрона:
Шлютер (Андреас Schl ü ter, 1664—1714) — немецкий скульптор и архитектор; сын гамбургского скульптора, переселившегося в Данциг, провел свою юность в этом городе, учился там скульптуре у Д. Заповиуса и довершил свое художественное образование путешествием в Голландию, во время которого пристрастился к нидерландскому стилю барокко. В начале своей самостоятельной деятельности он служил придворным скульптором в Варшаве, а потом, в 1694 г., был приглашен курфюрстом Фридрихом III на такую же должность в Берлин, где вскоре за тем был назначен также товарищем директора академии художеств. Выполнив декоративную скульптуру в мраморном зале Потсдамского дворца, он в 1696 г. построил Линценбургский (теперь Шарлоттенбургский) дворец, в 1697 г. вылепил статую курфюрста, в 1698 г. получил поручение окончить начатую Нэрингом постройку и произвести отделку здания берлинского арсенала, в 1699 г. был назначен директором сооружения Большого королевского дворца, по сочиненному им самим проекту, в 170 3 г. исполнил лучшее из своих произведений, знаменитый монумент великого курфюрста на "Длинном мосту" в Берлине. В 1706 г., по интригам своего соперника, Эозандера фон Гёте, Ш. был отстранен от постройки Большого дворца, но не лишился должности придворного скульптора и вылепил в 1713 г. надгробный памятник Фридриху I. В том же году Петр Великий пригласил его к себе на службу; он явился в СПб., но вскоре умер, не успев произвести здесь ничего значительного. В своих постройках Ш. держался жеманного, напыщенного стиля, господствовавшего тогда во Франции и Нидерландах. Лучшей из этих построек должно признать Большой берлинский дворец, отличающийся грандиозностью общей концепции и изяществом многих деталей. Талант этого художника гораздо ярче, чем в архитектуре, выказался в его скульптурных работах, из которых наиболее замечательны пластические украшения берлинского арсенала, в особенности маски умирающих воинов, красующиеся над окнами — произведения, поразительные по естественности, силе и разнообразию приданного им выражения, и конная статуя великого курфюрста (отлитая Якоби в 1700 г.) в вышеупомянутом монументе этого государя, которая, несмотря на обычную в скульптуре конца XVII столетия изысканность форм и на римский костюм, отличается энергичностью экспрессии, величественностью позы и общей живописностью. Ср. von Kl öden, "Andreas Schlü ter" (Берлин, 1855); Adler, "Andreas Schl ü ters Leben und Werke" (Берлин, 1862) и Gurlitt, "Andreas Schl ü ter" (Берлин, 1891).

Определение слова «Шлютер» по БСЭ:
Шлютер (Schlьter)
Андреас [р. ок. 1660, Гданьск (?), - ум. до 23.6.1714, Петербург], немецкий скульптор и архитектор, крупнейший представитель Барокко в Германии. Работал в Варшаве (1689-93), Берлине (с 1694, в 1702-04 директор AX). В 1696 Ш. исполнил полные трагической выразительности головы умирающих воинов на замковых камнях во дворе берлинского Цейхгауза. Острота портретной характеристики, монументальность и динамичность композиции присущи конному памятнику Фридриху Вильгельму (т. н. Великому курфюрсту) на Длинном мосту (бронза, 1696-1703, окончен в 1709, ныне во дворе дворца Шарлоттенбург) в Берлине. В 1698- 1706 руководил перестройкой Городского дворца в Берлине, где создал внутренний двор в стиле барокко, интерьеры с пышной отделкой и др. Ш. выполнил также портретный бюст ландграфа Фридриха II Гессен-Гомбургского (бронза, около 1704, двор замка, Гомбург) и ряд декоративных работ. В 1711-12 выстроил виллу Камеке в Берлине. В 1713 Пётр I пригласил Ш. в Петербург, где им была выполнена отделка Летнего дворца (1713-14), проекты дворца Монплезир и гротов в Петергофе (ныне Петродворец).
Лит.: Шилков В. Ф., Архитекторы-иностранцы при Петре I, в кн.: История русского искусства, т. 5, М., 1960; Воинов В. С., Андреас Шлютер - архитектор Петра. (К вопросу о формировании стиля «Петровское барокко»), «Советское искусствознание 76»,
М., 1976, с. 367-377; Ladendorf Н., A. Schlьter, B., 1937.
А. Шлютер. Головы умирающих воинов на замковых камнях во дворе Цейхгауза в Берлине. 1696.


Шлютер (Schlьter)
Герман (8.10.1851, совр. Шлезвиг- Гольштейн, - 26.1.1919, Нью-Йорк), деятель рабочего движения Германии и США, историк. С юных лет участвовал в социалистическом движении, примыкая к левому крылу герм. социал-демократии. В 70-80-х гг. участвовал в издании ряда газет и журналов Социал-демократической партии Германии. В 1889 эмигрировал в США. Был сотрудником, а с начала 90-х гг. членом редакции газеты
«Нью-Йоркер фольксцайтунг» («New-Yorker Volkszeitung»). В 1904 участвовал в работе конгресса 2-го Интернационала в Амстердаме в качестве представителя Социалистической партии США. Выступал против оппортунизма в германском и международном рабочем движении. Исторические труды Ш., посвященные в основном различным аспектам рабочего и демократического движения в США, были направлены против попыток буржуазной и социал-реформистской историографии свести историю рабочего движения США исключительно к тред-юнионистской борьбе. Ш. принадлежит также сочинение
«Чартистское движение» (1916, рус. пер. 1925), содержащее объективный анализ чартизма.
Соч.: Die Anfдnge der deutschen Arbeiterbewegung in Amerika, Stuttg., 1907; Lincoln, labor and slavery, N. Y., 1913; Die Internationale in Amerika, Chi., 1918.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36-39 (см. Указат. имён).

Шлюпяк    Шлютер    Шлюха