Шемякин
Шемякин в Энциклопедическом словаре:
Шемякин - Михаил Михайлович (р. 1943) - российский живописец, график,скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке.Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского,1984-1988, серии: ''Туши с натюрмортом'', 1986, ''Мясник'', 1987), сериилитографий (''Чрево Парижа'', 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, кпроизведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., ''Карнавалы Санкт-Петербурга'',1992), скульптурных произведений (''Ребекка с маской'', 1977, серия''Карнавал Санкт-Петербурга'', 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге,1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).
Евгений
Иванович (р. 1929) -
российский ученый, академик РАН(1991;
академик АН
СССР с 1984).
Труды по механике горных пород.Государственная
премия СССР (1984).
Михаил
Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве) -
российский художник.Сформировавшись в среде ''неофициального искусства'', стал
одним из самыхпопулярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В1945-57
семья Шемякина
жила в Германии. В 1957-61
будущий мастер учился всредней художественной школе при Институте живописи, скульптуры иархитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 былизгнан из
СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - вКлавираке (штат Нью-Йорк).
Становление стиля художникаПетербургскиймодернизм и петроградский
авангард, творчество мастеров
''Мира искусства'',а с
другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее
воздействие настановление собственного стиля Шемякина.
Сквозной темой его искусства,соединившего в
себе черты символизма и сюрреализма, стал
карнавал - каккатегория не
только житейского, но и космического порядка (Шемякин поправу
может считаться одним из лидеров карнавализма как особогонаправления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разныхтехниках,
особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует
бытие каквечный
маскарад, лихой и
зловещий, - с маской Смерти или Бренности какцентральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются вогромные, многолетние циклы.
Насильственно загонявшееся в
подполье народине, с переездом за
рубеж его
творчество обретает новую масштабность.Натурные
мотивы по-прежнему ''магически'' преображаются (как в цикле ''ЧревоПарижа'', 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынканакануне его сноса).
Шемякин (в основном уже в
американский период)развивает
свои идеи всеобщего ''метафизического синтеза'' форм и символов всериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мировогоискусства; мы находим
здесь и реминисценции древних наскальных изображенийи тотемов, и
мотивы из В. В. Кандинского, Ф. Бэкона и современныхмастеров.Начиная с ''Классической испанской эпиграммы'' 1971 года, художникнеоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В.Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую
популярность завоевали его графическиелисты по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которымШемякина связывала тесная
дружба, - эти композиции, полные злого сарказма,воспринимаются как
диагноз социального и нравственного распадапозднесоветского общества.Известна
также историко-культурная именеджерская
деятельность художника: он не раз устраивал коллективныеэкспозиции русского ''неофициального искусства'' (в частности, организовалвместе с коллекционером А. А. Глезером выставку ''Современная русскаяживопись'' в Париже, 1976), издал
альманах ''Аполлон-77'', объединившиймногих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первымвыпустил полное
собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг.
Шемякин все
чаще обращается и кскульптуре, создавая ''метафизические'' рельефы, иронически-карнавальнуюмелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу,
серебро и другиематериалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т.ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза,1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его
дома вКлавираке (бронза, 1992).Лауреат
Государственной премии РоссийскойФедерации (1993).Литература:М. Шемякин:
Нью-Йорк - Москва: Ретроспективнаявыставка. М., 1989.М. Шемякин:
Галерея ''Дом Нащокина'':
Каталог выставки.М., 1994.М. Н.
Соколов Михаил Михайлович (1908-70) -
российский химик, один изосновоположников биоорганической химии,
академик АН
СССР (1958), ГеройСоциалистического Труда (1969).
Организатор и
первый директор (с 1959)Института химии природных соединений АН
СССР (с 1974 Институтбиоорганической химии им. М. М. Шемякина).
Труды по химии природныхсоединений (антибиотики,
витамины и др.).
Значение слова Шемякин по словарю Ушакова:
ШЕМЯКИН
суд. См. суд.
Определение слова «Шемякин» по БСЭ:
Шемякин - Евгений Иванович (р. 9.12. 1929, Новосибирск), советский учёный в области механики горных пород, член-корреспондент АН СССР (1976). Член КПСС с 1963. Окончил Ленинградский университет (1952). Научный сотрудник Института химической физики АН СССР (1955-60), заведующий лабораторией Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения (СО) АН СССР (1960- 1971), директор Института горного дела СО АН СССР (с 1971), профессор Новосибирского университета (с 1965).
Основные труды Ш. в области изучения горных пород, действия взрыва и удара на горные породы и механики деформируемого твёрдого тела. Разработал модель твёрдой среды с трением для изучения процесса распространения волн при подземном взрыве. Награжден двумя орденами и медалью.
Соч.: Динамические задачи теории упругости и пластичности, Новосиб., 1968.
Шемякин -
Михаил Михайлович [13 (26).7.1908,
Москва, - 26.6.1970, Рига], советский химик-органик,
академик АН СССР (1958; член-корреспондент 1953), член Президиума АН СССР (1963),
Герой Социалистического Труда (1969). Член КПСС с 1951. Окончил МГУ (1930). Работал в НИИ органических полупродуктов и красителей (1930-35), во Всесоюзном
институте экспериментальной медицины (1935-45),
Институте биологической и медицинской химии АН СССР (1945-61), Институте органической химии АН СССР (1957-60), Институте химии природных
соединений АН СССР (1959-70, директор; ныне Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Основные труды в области теоретической органической химии и химии природных соединений. Выяснил
механизм ряда реакций
(пиролиз солей карбоновых кислот, азоксисочетание и др.), разработал (совместно с А. Е. Браунштейном) общую теорию действия пиридоксалевых ферментов (1952), синтезировал антибиотик
тетрациклин. Член Германской
академии естествоиспытателей
«Леопольдина» (1968), Французского химического общества (1958), Европейского комитета по химии пептидов (1958). Награжден 2 орденами Ленина, а
также медалями.
Соч.:
Химия антибиотиков, 3 изд., т. 1-2, М., 1961 (соавт.); The chemistry or natural depsipeptides (совм. с J. Ovchinnikov), в кн.: Recent developments in the chemistry of natural carbon compounds, v. 2, Bdpst, 1967.
Ю. Б. Швецов.
М. М. Шемякин.
Шемсеттин Сами
Шемякин
Шен