Шемякин

Шемякин в Энциклопедическом словаре:
Шемякин - Михаил Михайлович (р. 1943) - российский живописец, график,скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке.Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского,1984-1988, серии: ''Туши с натюрмортом'', 1986, ''Мясник'', 1987), сериилитографий (''Чрево Парижа'', 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, кпроизведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., ''Карнавалы Санкт-Петербурга'',1992), скульптурных произведений (''Ребекка с маской'', 1977, серия''Карнавал Санкт-Петербурга'', 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге,1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).


Евгений Иванович (р. 1929) - российский ученый, академик РАН(1991; академик АН СССР с 1984). Труды по механике горных пород.Государственная премия СССР (1984).
Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве) - российский художник.Сформировавшись в среде ''неофициального искусства'', стал одним из самыхпопулярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился всредней художественной школе при Институте живописи, скульптуры иархитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 былизгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - вКлавираке (штат Нью-Йорк). Становление стиля художникаПетербургскиймодернизм и петроградский авангард, творчество мастеров ''Мира искусства'',а с другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее воздействие настановление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства,соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - каккатегория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин поправу может считаться одним из лидеров карнавализма как особогонаправления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разныхтехниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие каквечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности какцентральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются вогромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье народине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность.Натурные мотивы по-прежнему ''магически'' преображаются (как в цикле ''ЧревоПарижа'', 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынканакануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период)развивает свои идеи всеобщего ''метафизического синтеза'' форм и символов всериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мировогоискусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображенийи тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского, Ф. Бэкона и современныхмастеров.Начиная с ''Классической испанской эпиграммы'' 1971 года, художникнеоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В.Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графическиелисты по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которымШемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма,воспринимаются как диагноз социального и нравственного распадапозднесоветского общества.Известна также историко-культурная именеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективныеэкспозиции русского ''неофициального искусства'' (в частности, организовалвместе с коллекционером А. А. Глезером выставку ''Современная русскаяживопись'' в Париже, 1976), издал альманах ''Аполлон-77'', объединившиймногих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первымвыпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и кскульптуре, создавая ''метафизические'' рельефы, иронически-карнавальнуюмелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другиематериалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т.ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза,1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома вКлавираке (бронза, 1992).Лауреат Государственной премии РоссийскойФедерации (1993).Литература:М. Шемякин: Нью-Йорк - Москва: Ретроспективнаявыставка. М., 1989.М. Шемякин: Галерея ''Дом Нащокина'': Каталог выставки.М., 1994.М. Н. Соколов Михаил Михайлович (1908-70) - российский химик, один изосновоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), ГеройСоциалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959)Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институтбиоорганической химии им. М. М. Шемякина). Труды по химии природныхсоединений (антибиотики, витамины и др.).

Значение слова Шемякин по словарю Ушакова:
ШЕМЯКИН
суд. См. суд.

Определение слова «Шемякин» по БСЭ:
Шемякин - Евгений Иванович (р. 9.12. 1929, Новосибирск), советский учёный в области механики горных пород, член-корреспондент АН СССР (1976). Член КПСС с 1963. Окончил Ленинградский университет (1952). Научный сотрудник Института химической физики АН СССР (1955-60), заведующий лабораторией Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения (СО) АН СССР (1960- 1971), директор Института горного дела СО АН СССР (с 1971), профессор Новосибирского университета (с 1965).
Основные труды Ш. в области изучения горных пород, действия взрыва и удара на горные породы и механики деформируемого твёрдого тела. Разработал модель твёрдой среды с трением для изучения процесса распространения волн при подземном взрыве. Награжден двумя орденами и медалью.
Соч.: Динамические задачи теории упругости и пластичности, Новосиб., 1968.


Шемякин - Михаил Михайлович [13 (26).7.1908, Москва, - 26.6.1970, Рига], советский химик-органик, академик АН СССР (1958; член-корреспондент 1953), член Президиума АН СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1969). Член КПСС с 1951. Окончил МГУ (1930). Работал в НИИ органических полупродуктов и красителей (1930-35), во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (1935-45), Институте биологической и медицинской химии АН СССР (1945-61), Институте органической химии АН СССР (1957-60), Институте химии природных соединений АН СССР (1959-70, директор; ныне Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Основные труды в области теоретической органической химии и химии природных соединений. Выяснил механизм ряда реакций (пиролиз солей карбоновых кислот, азоксисочетание и др.), разработал (совместно с А. Е. Браунштейном) общую теорию действия пиридоксалевых ферментов (1952), синтезировал антибиотик тетрациклин. Член Германской академии естествоиспытателей
«Леопольдина» (1968), Французского химического общества (1958), Европейского комитета по химии пептидов (1958). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.
Соч.: Химия антибиотиков, 3 изд., т. 1-2, М., 1961 (соавт.); The chemistry or natural depsipeptides (совм. с J. Ovchinnikov), в кн.: Recent developments in the chemistry of natural carbon compounds, v. 2, Bdpst, 1967.
Ю. Б. Швецов.
М. М. Шемякин.

Шемсеттин Сами    Шемякин    Шен