Тепловозный двигатель

Определение «Тепловозный двигатель» по БСЭ:
Тепловозный двигатель - двигатель внутреннего сгорания (Дизель), устанавливаемый на тепловозе. Отличие Т. д. от стационарных и судовых двигателей состоит в разнообразии режимов работы и частой их смене, что обусловлено различной массой поездов, переменным профилем пути, остановками, разными климатическими условиями (например, температура воздуха изменяется от -50 до 45°C) и др. причинами. Удельный эффективный расход топлива Т. д. 204- 230г/(квт·ч)[150-170г/(л. с. · ч)].
Мощность Т. д. магистральных тепловозов достигает 4400 квт (≈6000 л. с.), наблюдается тенденция к росту мощности до 6000 квт (≈8100 л. с.). Т. д. присуща высокая степень форсирования по среднему эффективному давлениюе = 1,6-2,0 Мн/мІ (pe = 16-20 кгс/смІ)]. Удельная массапересчёте на эффективную мощность) 3,3-22 кг/квт (2,4-16 кг/л. с.). Максимальная частота вращения коленчатого вала 750-1500 об/мин. В зависимости от мощности на Т. д. расположены 6-20 цилиндров в 1-2 ряда или V-образно. Отношение хода поршня к диаметру цилиндра 0,9-1,4. Цилиндровую мощность повышают в основном путём увеличения давления Наддува до 0,3 Мн/мІ (3 кгс/смІ) и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. На маневровых тепловозах устанавливают Т. д. мощностью 550-1400 квт (750- 2000 л. с.). Т. д. характеризуются высокой степенью автоматизации, осуществляемой регуляторами частоты вращения и мощности, регуляторами температуры воды и масла, устройствами защиты от ненормальных режимов эксплуатации. Продолжительность работы Т. д. до первого капитального ремонта - до 35 тысяч ч, что соответствует пробегу до 1,2 млн.км.
Лит.: Тепловозные двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины, 3 изд., М., 1973.
В. А. Дробинский.

Тепловое движение    Тепловозный двигатель    Тепловой двигатель