Таджики

Значение слова Таджики по Ефремовой:
Таджики - 1. Народ, составляющий основное население Таджикистана.
2. Представители этого народа.

Значение слова Таджики по Ожегову:
Таджики - Народ, составляющий основное население Таджикской Сср

Таджики в Энциклопедическом словаре:
Таджики - народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), вРоссийской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане иИране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский.Верующие - в основном мусульмане-сунниты.

Значение слова Таджики по словарю Ушакова:
ТАДЖИКИ
таджиков, ед. таджик, таджика, м. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР.

Значение слова Таджики по словарю Брокгауза и Ефрона:
Таджикиплемя арийского происхождения, составляющее ядро населения Бухары, Афганистана, Балха, Сегестана, Хивы; живут Т. также в Бадахшане, до Памира, и в Кашгаре; в качестве торговцев встречаются и в Южной Сибири, и в Восточном Туркестане, где сельское население состоит из отатарившихся Т. Слово Т. означает "увенчанный"; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах. Во многих странах Арало-Каспийской покатости Т. называют себя "парсиван", т. е. персиянами; они действительно являются остатками первоначального персидского населения Средней Азии. В наружных физиономических особенностях Т. ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У Т. высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы, густая борода. Т. живут в селениях и городах, занимаются земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей. Они исповедуют магометанскую религию шиитского толка, но сохраняют еще следы почитания огня и солнца. По духовным качествам Т. стоят много выше своих татарских завоевателей — узбеков: Бухара только потому сделалась средоточием среднеазиатской цивилизации, что там с древних времен Т. составляли преобладающее большинство населения, которое, хотя и покоренное, не переставало играть роли цивилизаторов по отношению к своим повелителям. Как в первые века по принятии ислама на поприще религиозных знаний и философии отличались более всего Т., так и теперь еще в Бухаре, Коканде и Кашгаре известнейшие муллы и знатнейшие имамы принадлежат к Т. Они же были устроителями ирригации в оазисах Туркестана. По своему быту и образу жизни Т. сходны с сартами (см.), вследствие чего некоторые ученые считают их за одно и то же племя; Вамбери утверждает, что слово "сарт" есть турецкое название таджика. Словарь таджикского (или бухарского) языка составлен А. Старчевским ("Спутник русского человека в Средней Азии", вып. V, СПб., 1878). О горных Т., или гальчах, см. Ср. Ю. Д. Южаков, "Сарты или Т." ("Отечеств. записки", 1867, т. 173); А. Вамбери, "Очерки Средней Азии" (рус. пер., М., 1868); А. Гребенкин, "Таджики" (сборник "Русский Туркестан", вып. 2, M., 1872).

Определение слова «Таджики» по БСЭ:
Таджики (самоназвание - тоджик)
нация, основное население Таджикской ССР. В СССР общая численность Т. 2136 тыс. чел. (1970, перепись); из них в Таджикской ССР 1630 тыс. чел., Узбекской ССР 449 тыс. чел., Киргизской ССР 22 тыс. чел. Значительное число Т. живёт за рубежом, преимущественно в северном Афганистане. Подавляющее большинство Т. говорит на таджикском языке, относящемся к западно-иранской группе индоевропейских языков; Припамирские народности и Ягнобцы говорят на особых языках и диалектах, входящих в восточно-иранскую группу той же языковой семьи. Верующие Т. - мусульмане (в основном сунниты, часть - шииты, припамирские Т. - исмаилиты).
Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие ещё к 2-му тысячелетию до н. э. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до н. э. из евразийских степей приходят и расселяются в Средней Азии ираноязычные племена. Они смешиваются с местными племенами эпохи поздней бронзы; основное население Средней Азии становится ираноязычным. Территорией сложения Т. были Древняя Бактрия (бассейн Амударьи), Согд (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина и области к Ю. от современной Средней Азии. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) - земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северной и восточной окраинах Средней Азии. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских Т. Во 2 в. до н. э. в Бактрию проникают юэчжи, или тохары, в состав которых входили и сакские племена. Одна из ветвей сако-тохаров - кушаны создали могущественное государство (см. Кушанское царство). Ослабление его в 4-5 вв. н. э. привело к вторжению в Среднюю Азию новых степных племён - эфталитов, которые создали обширное государство. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания (8 в.) на территории современной Таджикской ССР выделились 3 основные этнические области: согдийская на С., ферганская на С.-В. и тохарская на Ю., население которых и в дальнейшем на протяжении многих столетий сохраняло некоторые особенности в культуре и быту. Этнический состав этих областей был очень сложным - в компактную массу местного ираноязычного населения просачивались пришлые этнические группы, в том числе тюркоязычные; все они сыграли определённую роль в этногенезе Т. Арабское вторжение первоначально несколько затормозило формирование таджикского народа, но в дальнейшем борьба народных масс против завоевателей стала способствовать консолидации Т. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра Т., что было тесно связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим.
На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конце 10 в. политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, всё новые волны тюркских, а позже монгольских племён проникают в области оседлого таджикского населения; начинается многовековой процесс тюркизации Т., особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был господствующим, государственным языком тюркских правителей.
Сложной оказалась судьба Т. во 2-й половине 19 - начале 20 вв.; северные районы таджикской оседлости вошли (1868) в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью феодального Бухарского эмирата (см. Бухарское ханство). В экономике, социальных отношениях, быту Т., особенно в южных районах, сохранялись феодально-патриархальные порядки, в северных районах появились элементы капиталистических отношений.
Исконным занятием Т. было земледелие, основанное в значительной. мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. Были развиты различные ремёсла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки и др.).
Коренные изменения в жизни Т. произошли после Октябрьской революции 1917. В результате социалистического строительства Таджикистан превратился в республику развитой индустрии, интенсивного сельского хозяйства, высокой культуры. Дальнейшее развитие получили все виды народного творчества. Выросли кадры национальной интеллигенции.
Таджикский народ складывался и развивался в тесной связи с др. родственными народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих ряд общих этнических элементов. Культурные сокровища таджикского народа были достоянием узбеков, равно как достижения узбекской культуры широко усваивались Т.
В процессе социалистических преобразований Т. в СССР сложились в социалистическую нацию. Об истории, экономике и культуре Т. см. также в ст. Таджикская Советская Социалистическая Республика.
Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962; История таджикского народа, т. 1-3, М., 1963-65; Андреев М. С., По этнографии таджиков, в сборнике: Таджикистан, Таш., 1925; Бартольд В. В., Таджики. Исторический очерк, Соч., т. 2, ч. 1, М., 1963; Кисляков Н. А., К вопросу об этногенезе таджиков, в сборнике: Советская этнография, т. 6-7, М., 1947; Мандельштам А. М., О некоторых вопросах сложения таджикской народности в среднеазиатском междуречье, в сборнике: Советская археология, т. 20, М., 1954; Гафуров Б. Г., Таджики, М., 1972; Литвинский Б. А., Древние кочевники
«Крыши мира», М., 1972; Таджикская ССР, Душ., 1974.
Н. А. Кисляков.

Тадж-Махал    Таджики    Таджикистан