Темпера

Значение слова Темпера по Ефремовой:
Темпера - 1. Краски, приготовленные на натуральных эмульсиях (желтке, меде и т.п.) или на смеси клеевого раствора с маслом.
2. Произведение, выполненное такими красками и в технике таких красок.

Значение слова Темпера по Ожегову:
Темпера - Картина, выполненная такими красками


Темпера Краски, растертые на эмульсии

Темпера в Энциклопедическом словаре:
Темпера - (итал. tempera - от temperare - смешивать краски), живописькрасками, связующим веществом которых служат эмульсии - натуральные(цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный растворклея с маслом и т. д.).

Значение слова Темпера по словарю Ушакова:
ТЕМПЕРА
(тэмпера), темперы, ж., а также нескл. (ит. tempera) (живоп.). 1. Минеральные краски, тертые на яичном желтке, жидком клее, меде и иных эмульсиях, употр. в живописи до изобретения масляных красок и снова вошедшие в употребление в новейшее время в несколько измененном составе. Картина, писанная темпера (или темперой). 2. только нескл. Картина, писанная такими красками. Выставка темпера.

Значение слова Темпера по словарю Брокгауза и Ефрона:
Темпера (итальянск. tempera, a tempera; франц. à la dé trempe) — употреблявшийся во все продолжение средних веков способ живописи красками, смешанными с разжиженным яичным желтком, с разведенным в воде клеем, с липкою жидкостью, вываренною из обрезков пергамента, и (в Италии) с соком фигового дерева. Этим способом писались образа и станковые картины на С и З Европы до половины XV стол. — до тех пор, пока братья ван-Эйки в Нидерландах не внесли значительных усовершенствований в живопись масляными красками. В Италии Т. продержалась несколько дольше; сперва, преимущественно в Тоскане, при письме Т. стали отчасти пользоваться средствами живописи на масле, а потом, когда окончательно выработанные приемы ван-Эйковского письма были занесены около 1500 г. в Венецию, этот способ совершенно вытеснил Т. из употребления. Картины, писанные Т., выходили матовыми; для придания блеска и яркости их колориту на них наводился род лака, составленного из смолы, растворенной в эфирном масле. К Т. должно отнести, как одно из ее видоизменений, способ живописи, существовавший в древности на Руси и доныне практикуемый нашими иконописцами (см. Иконописание). В недавнее время бар. Перейра ввел в употребление для живописи под названием Т. краски без примеси жирных и маслянистых веществ; исполненное ими походит на пастель и, будучи покрыто лаком, не уступает в силе живописи на масле, а в отношении неизменяемости и долговечности, по уверению изобретателя, даже превосходит ее. Ср. Bar. v. Pereira, "Leitfaden der Temperamalerei" (Штутгарт, 1893).

Определение слова «Темпера» по БСЭ:
Темпера (итал. tempera, от temperare - смешивать краски)
живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Т., известная уже в Древнем Египте, в средние века стала основной техникой станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Средневековые иконописцы писали Т. на загрунтованных досках и покрывали оконченную живопись слоем олифы или масляного лака. С 15 в. в Западной Европе (а в России с 18 в.) Т. вытесняется масляной живописью. В конце 19-20 вв. Т. вновь широко применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Современные картины, написанные Т., не покрывают лаком, и поэтому они имеют бархатистую матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных Т., проявляют несравненно большую стойкость к внешним воздействиям и дольше сохраняют первоначальную свежесть по сравнению с красками масляной живописи.
Лит.: Филатов В. В., Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; Wehite К., Тетреramalerei, 4 Aufl., Ravensburg, [1961].
В. А. Серов. «Похищение Европы». Эскиз. Темпера. 1910. Русский музей. Ленинград.

Темп    Темпера    Темперамент