Темперация

Значение слова Темперация по Ефремовой:
Темперация - Точное установление высоты и количества звуков, входящих в состав определенной исторически сложившейся музыкально-звуковой системы.

Темперация в Энциклопедическом словаре:
Темперация - (от лат. temperatio - правильное соотношение) в музыке -выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы(см. Музыкальный строй). До 18 в. применялись неравномерные темперации - вкоторых тождественные по ступенной величине интервалы не были вполнеравными, затем - равномерная темперация с делением октавы на 12 равныхполутонов.

Значение слова Темперация по словарю Ушакова:
ТЕМПЕРАЦИЯ
(тэмперация), темперации, мн. нет, ж. (латин. temperatio) (муз.). Точное установление высоты и количества тонов, входящих в состав данной музыкально-звуковой системы.

Определение слова «Темперация» по БСЭ:
Темперация (от лат. temperatio - правильное соотношение, соразмерность)
в музыке, выравнивание интервальных отношений между ступенями звуковысотной системы. Сущность Т. состоит в небольших изменениях величины интервалов, главным образом квинт, по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). Эти изменения делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетических норм восприятия интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (типа органа, клавира, арфы). Потребность в Т. возникла в 16-18 вв. с появлением новых музыкальных форм и жанров, с развитием средств музыкальной выразительности. В применявшихся до этого пифагоровом и чистом строях (см. Строй музыкальный) имелись небольшие высотные различия между энгармоническими звуками (см. Энгармонизм): не совпадали по высоте друг с другом, например, звуки си-диез и до, ре-диез и ми-бемоль. Это тормозило развитие ладотональной и гармонической систем: нужно было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности. В первых, неравномерных темперациях музыканты пытались сохранить величину большой терции такой же, как в чистом строе.
В 12-ступенном равномерно-темперированном строе все чистые квинты уменьшены на 112 пифагоровой коммы; от этого строй стал замкнутым, октава оказалась разделённой на 12 равных полутонов и все одноимённые интервалы стали одинаковыми по величине. Психофизиологической основой использования нового строя явилась открытая позже зонная природа звуковысотного слуха (см. Зона). Попытки преодолеть интонационные недостатки 12-ступенной Т. путём создания строя с 24, 36, 48, 53 и большим количеством темперированных ступеней в октаве не увенчались успехом, 12-ступенная Т. остаётся оптимальным решением проблемы строя.
Лит.: Шерман Н., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964.
Ю. Н. Рагс.

Температуропроводность    Темперация    Темперированный