Тенирс

Тенирс в Энциклопедическом словаре:
Тенирс - (Teniers) Давид (1610-90) - фламандский живописец. В сценахкрестьянского и городского быта, пейзажах, отличающихся тонкой, тщательнойманерой и мягким серебристым колоритом, запечатлел мирное течение жизни(''Деревенский праздник'', 1646).

Значение слова Тенирс по словарю Брокгауза и Ефрона:
Тенирс (Teniers) — семейство фламандских живописцев, из членов которого в большей или меньшей степени известны трое: 1) Давид Т. Старший (1582—1649), ученик своего брата, Юлиана Т. и, как полагают некоторые, П.-П. Рубенса, довершивший свое артистическое образование в Риме под влиянием А. Эльсгеймера. Возвратившись из Италии на родину, в Антверпен, трудился там и был принят в члены местной гильдии св. Луки. Писал картины религиозного и мифологического содержания, фантастические сюжеты с ведьмами и разною чертовщиною, ландшафты, главным же образом сцены народного быта в таком же роде, как и знаменитый Давид Т. Младший. Картины его отличаются от вышедших из-под кисти этого мастера в наилучшую пору его деятельности резкостью контуров, суховатостью письма, тяжеловатою рыжеватостью тонов и меньшею тонкостью характеристики представленных лиц и положений. В большинстве этих картин важную роль играет пейзаж, в котором художник был вообще сильнее, чем в фигурах. Произведения Давида Т. Старшего имеются в Имп. Эрмитаже (два ландшафта с хижинами и "Живописец в своей мастерской), в Дрезденской галерее ("Деревня при реке" и "Сельский вид"), в Берлинском музее ("Искушение св. Антония"), в Венской галерее (восемь ландшафтов с библейским и мифологическим стаффажем), в Венской академии худ. ("Вальпургиева ночь"), в Дармштадтской гал. ("Попойка в деревенском шинке") и во многих других собраниях. 2) Давид T. Младший, сын и ученик предыдущего, развившийся далее под влиянием Рубенса и в особенности А. Броувера. Род. в Антверпене 14 дек. 1610 г., был в 1632 г. принят мастером в тамошнюю гильдию св. Луки и быстро приобрел громкую известность не только на своей родине, но и за ее пределами. Правитель Испанских Нидерландов эрцгерцог Леопольд-Вильгельм полюбил его как художника и как человека, сделал его своим придворным живописцем и камергером, пожаловал ему золотую медаль на такой же цепи и возложил на него заведование своею картинною галереей. Т. пользовался также благоволением статгалтера Нидерландских Штатов Вильгельма II Оранского, шведской королевы Христины, дона Хуана Австрийского и короля испанского Филиппа IV; последний основал по представлению своего любимца академию художеств в Антверпене (в 1663 г.) и устроил для его картин особую галерею в своем мадридском дворце. Приобретя прилежною работою отличное состояние, Т. выстроил для себя поблизости от Брюсселя Дрейторенский (т. е. Трехбашенный) замок, в котором предпочтительно и жил вместе с женою, дочерью живописца Я. Брюгеля Бархатного, в счастье и довольстве, по временам отдыхая в кругу собиравшихся сюда гостей, цвета тогдашней бельгийской интеллигенции. Он ум. в Брюсселе 20 апр. 1690 г. Главной областью творчества Т. было изображение фламандской простонародной жизни, деревенских праздников, крестьянских свадеб, пирушек и сборищ в сельских шинках, солдатских караулен, курильщиков, пьяниц, картежников и т. п. Он зорко изучал эти сюжеты в натуре и потому воспроизводил чрезвычайно правдиво и характеристично, особенно в тех случаях, когда выводил на сцену небольшое число лиц. Иногда он брался писать картины в историческом роде, напр. на библейские темы, но они принимали под его кистью также характер реалистических простонародных сцен. С большою любовью, виртуозно и юмористично изображал он фантастические сюжеты с небывалыми чудовищами, ведьмами и всяческими дьявольскими наваждениями, обезьян и кошек, человекоподобно занимающихся стряпнею, обжорством или играми, алхимиков в их лабораториях, знахарей и пр. Наконец, он писал ландшафты и приморские виды, оживленные человеческими фигурами. О его трудолюбии и плодовитости свидетельствует огромное количество его картин, сохранившихся до нашего времени. Почти нет ни одной публичной и сколько-нибудь значительной частной галереи, в которой их не было бы. Особенно богаты ими Имп. Эрмитаж (39 картин, в том числе принадлежащие к отличнейшим произведениям художника: "Праздник антверпенских стрелков и членов корпораций", "Внутренность кухни в дрейторенском замке" и два "Деревенских праздника", №№ 674 и 675), мадридский музей дель-Прадо (52 карт.), Луврский музей в Париже (35), мюнхенская Пинакотека (28), Дрезденская галерея (24), Лондонская национальная галерея (19), Венский музей (19), Кассельская галерея (10) и некоторые другие. Те из этих картин, которые относятся к первой поре деятельности художника, напоминают живопись его отца и отличаются коричневатым, неприятным тоном. В произведениях средней поры Т. является во всем блеске своего таланта, самым замечательным из всех нидерландских живописцев народного быта, пленяющим зрителя сильным и блестящим золотистым или серебристым колоритом, превосходно разыгранными освещением и светотенью, типичностью и выразительностью представленных фигур, тонкостью и вместе с тем уверенностью и сочностью исполнения всего, до малейших аксессуаров. Под конец жизни Т. изменил свою манеру и стал писать как ландшафтные задние планы, так и самые фигуры в красноватом тоне, вредящем впечатлению картин, вышедших из-под его кисти в это время. Находясь в дружбе со многими из своих товарищей, он охотно помогал некоторым из них, как напр. Я. де-Гэму, Л. ван-Юдену, Н. вин-Верендалю и К. Люйксу, оживляя их картины человеческими фигурами. У него было много учеников, из которых главные — Д. Рейкарт III,Э. ван-Тильборг, М. ван-Гельмонт и Ф. дю-Шатель. Кроме живописи, Т. занимался гравированием и издал 52 офорта собственной композиции. Число гравюр, исполненных другими с его произведений, простирается до 500; 3) Абрагам T. (1 629—1670), второй сын и ученик Давида Т. Старшего, развившийся под влиянием своего знаменитого брата, подобно ему изображал крестьянский быт и животных, но значительно уступал ему в талантливости. — Ср. С. Simillion, "Levensschets van David Teniers den Jo n ge" (Антверпен, 1864); J. Vermoelen, "Notices historiques sur D. T. et sa famille" (П. 1870); A. v. Wurzbach, "D. T. der Jungere" (в R. Dohme, "Kunst u. K ünstler des Mittelalters und der Neuzeit", I Abth. I Bd., Leipzig. 1877). А. С—в.

Определение слова «Тенирс» по БСЭ:
Тенирс (Teniers)
Давид Младший (крещен 15.12.1610, Антверпен, - 25.4.1690, Брюссель), фламандский живописец.
Учился у отца - Давида Т. Старшего. В 1651 переселился в Брюссель, где стал придворным художником и директором картинной галереи эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Инициатор основания Антверпенской АХ (1665). Многочисленные произведения Т. разнообразны по тематике (бытовые сцены, религиозные картины, юмористические сценки с обезьянами, портреты) и отличаются светлой, серебристой тональностью, виртуозной, порой манерной тщательностью письма. Пейзажам Т.
(«Горный пейзаж», 1640, Эрмитаж, Ленинград) свойственна тонкая разработка световоздушных эффектов. Особенно характерны для Т. идеализированные идиллические сцены крестьянского быта («Деревенский праздник», 1646, «Крестьянская свадьба», 1652, обе - там же).
Лит.: Смольская Н., Тенирс в собрании Эрмитажа, Л., 1961; Eekhoud G., Teniers, Brux., 1926.
Д. Тенирс. «Караульня». 1642. Эрмитаж. Ленинград.

Тенин    Тенирс    Тенис