Тимофей

Тимофей в Энциклопедическом словаре:
Тимофей - Сицилийский (ум. кон. 3 в.) - преподобномученик, учениксвященномученика Вавилы, вместе с которым был убит язычниками на о.Сицилия. Память в Православной церкви 24 января (6 февраля).


(1-я пол. 4 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор. Участвовал вработах над рельефами Мавсолея в Галикарнасе (ок. 350 до н. э.).Сохранились фрагментарно рельефы на храме Асклепия в г. Эпидавре (1-ячетверть 4 в. до н. э.).
(1 в.) - ученик и спутник апостола Павла в его миссионерскихпутешествиях, адресат двух его посланий. Первый епископ Эфеса, гдепретерпел мученичество в конце 1 в. Память в Православной церкви 4 (17)января, 22 января (4 февраля), в Католической - 24 и 26 января.

Значение слова Тимофей по словарю Даля:
Тимофей
-вейка, -веевка тамб. тимофеиха, тимофеева трава, кормовая трава Phleum palustre, см. ржанец.

Значение слова Тимофей по словарю Брокгауза и Ефрона:
Тимофей (Τιμόθεος — почитающий Бога) — апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апост. Павла, родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать — еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Свящ. Писания. Отец Т. если и не был "прозелитом врат", то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским. К вере Христовой Т. был обращен, по всей вероятности, самим апост. Павлом, когда тот в первый раз проходил с проповедью Евангелия ликаонские города. Получив о Т. похвальные отзывы со стороны братий Листры и Иконии и лично удостоверившись в его высоких нравственных качествах, апостол избрал его в проповедники Евангелия. Мы видим Т. то сопровождающим апостола в его путешествиях, то помогающим ему в проповеднических трудах, то обходящим по его поручению со словом назидания и утешения разные христианские общества. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию. Когда Павел отправился из Филипп, Т. для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин по поручению апостола он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников. В Коринфе он пробыл с ап. Павлом около полутора года; при нем апостол написал здесь оба послания фессалоникийцам (1 Фесс. I, 1; 2 Фесс. I, 1). По возвращении апостола из Иерусалима в Ефес туда прибыл к нему и Т. и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан. Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Т. Затем мы встречаем Т. вместе с апостолом в Македонии, куда последний прибыл из Ефеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. Апост. XX, 4). Из Македонии апостол отправился в Ахайю (Грецию) и по обещанию посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Т., как видно из Послания к римлянам (Римл. XVI, 21), написанного именно в это время. Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Т. до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола. Далее в истории жизни Т. оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к колосянам (I, 1), филиппийцам (I, 1) и Филимону (I, 1). Из послания к филиппийцам, кроме того, видно, что ап. Павел намерен был послать Т. из Рима в Филиппы (Фил. II, 19—24). В Послании к евреям Т. представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. XIII, 23). В Малой Азии апостол посвятил Т. во епископа ефесской церкви (1 Тим. I, 18; IV, 14; 2 Тим. I, 6), после чего написал ему из Македонии (приблизительно в 65 г. по Р. Х.) свое первое послание. Обязанности, возложенные на Т., были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством да и самим апостолом, которого иные считали неспособным за старостью к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами. Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Ефесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Т. ап. Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах. Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Т. второе послание, увещевая его "возгревать полученный им чрез рукоположение дар Божий" и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество — так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, — апостол просил Т. прийти к нему возможно скорее. Скончался Т. мученическою смертию в царствование Домициана. В Ефесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники с идолами и дрекольем в руках ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Т. со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Т. был епископом ефесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 г. по Р. Х. Память Т. православная церковь празднует 4 и 22 января; мощи его почивают в Константинополе, куда они перенесены в царствование Констанция. См. епископ Феофан, "Толкование пастырских посланий св. апостола Павла" (М., 1882); M. Троицкий, "Послания св. ап. Павла к Тимофею и Титу" (Каз., 1884).


Тимофей (Каменевич Рвовский) — иеродиакон Холопьего монастыря (на р. Мологе). Написал повесть о семи мудрецах (1692), истории греко-славянскую (1684), о начале славяно-российского народа и летопись о начале Москвы.

Тимофеечный    Тимофей    Тимохарис