Токио

Токио в Энциклопедическом словаре:
Токио - столица Японии, на юго-востоке о. Хонсю, на равнине Канто, уТокийского зал. 8,1 млн. жителей. Население т. н. столичного района(Сютокен) в состав которого входят города и населенные пункты четырехпрефектур, св. 28 млн. человек (1992). Один из крупнейших городов мира,главный финансово-промышленный центр страны (дает ок. 1/5 ее национальногодохода). Машиностроение, легкая, текстильная, полиграфическая, химическая,пищевая и др. промышленность. Международные аэропорты Ханеда и Нарита.Морской порт (грузооборот ок. 70 млн. т в год). Метрополитен. Токио -важнейший культурный центр. Университеты. Японская АН, Японская академияискусств. Театры. Св. 30 музеев (в т. ч. Галерея Тенри, Музей искусстваБриджстон, Национальный музей современного искусства, Токийскийнациональный музей, Токийский метрополитен-музей искусств). Основан Токио(первоначальное название Эдо) относится к сер. 15 в. При сегунах Токугава(1603-1867) Эдо был их резиденцией. В 1869 в Эдо была перенесена из Киоторезиденция императора, город был переименован в Токио (''восточнаястолица'') и стал столицей Японии. Многочисленные памятники: императорскийдворец (до 1869 замок Эдо, 15, 17 вв.; дворцовый комплекс, ок. 1600,перестроен в кон. 19 - нач. 20 вв.; новый императорский дворец - 1960),пейзажный парк Рикушен (кон. 17 - нач. 18 вв.), парк Уэно с деревяннойколокольней 17 в., синтоистские храмы Тосегу (в современном виде восходитк 17 в.) и Мэйдзи (кон. 19 в.), святилище Ясукуни (1919), буддистский храмбашни Каннон (основан в 17 в., восстановлен в сер. 20 в.). Игры XVIIIОлимпиады (1964). Олимпийский спортивный комплекс Йойош (1960-е гг., арх.Тангэ).

Определение слова «Токио» по БСЭ:
Токио - столица Японии, главный экономический и культурный центр страны. Один из крупнейших по численности населения и быстро растущих городов мира. Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто, в месте впадения рр. Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив Тихого океана. Климат субтропический, муссонный; самый холодный месяц - январь (средняя температура 3,1°C), самый жаркий - август (средняя температура 25,6°C); осадков в среднем 1343 мм в год; 2 дождевых сезона (июнь-июль и сентябрь-октябрь), во время которых часты тайфуны. Город подвержен землетрясениям.
Столичная префектура Т. (Токио-то), или Большой Т., представляет собой в высокой степени урбанизированную территорию, более плотно заселённую в центральной части и неравномерно - по окраинам; площадь 2,141 тыс.км2, население 11,7 млн. чел. (1975) (примерно всего населения Японии), плотность свыше 5 тыс. чел. на 1 км2.
В состав столичной префектуры входят собственно Т. [23 административных района («ку»), площадь 577 км2, население около 9 млн. чел. (1970)], а также 26 городов («си»), 24 поселения сельского и городского типа, острова Идзу и Огасавара. Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры - Канагава, Тиба, Сайтама и др. образуют так называемую Токийскую агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Численность населения собственно Т. быстро росла сразу после 2-й мировой войны 1939-45 и к 1970 почти утроилась против 1945 (в 1955-60 прирост был равен 6%, в 1960-1970 он упал до 0,7%), ныне она фактически стабилизировалась (см. табл. 1).

Табл. 1. - Динамика населения столичной префектуры Токио, тыс. чел.











1889ПрефектураСобственно Токио
1903
19201370577
1940
1945...1819
1960
197036992173
73556779
...3488
96848310
114088841

Из общего числа экономически активного населения столичной префектуры (5,8 млн. чел. в 1969) 41,5% занято в промышленности, строительстве и ремесле, 57,0% - в торговле, на транспорте и в др. сферах услуг, 1,5% - в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве.
М. И. Крупянко.
Городское управление осуществляет префектуральное собрание, избираемое населением на 4 года; оно возглавляется губернатором (мэром), который также избирается населением, практически представляет центральную власть. Полномочия выборных органов формально достаточно широки, однако фактически их деятельность в значительной мере контролируется центральной властью, находится
«под руководством и надзором» правительства. В районах Т. имеются выборные районные собрания.
Историческая справка. Основание Т. относится к середине 15 в. В 1457 был построен замок Эдо (дословно - «вход в залив»), вокруг которого росли поселения ремесленников и торговцев. В 1590 Эдо завладел Иэясу Токугава. На протяжении всего периода правления сёгунов Токугава (1603-1867) Эдо являлся их резиденцией (официальной столицей Японии до 1868 считался г. Киото - резиденция императоров). В 18 в. Эдо стал одним из крупнейших городов мира (1368 тыс. жителей в 1787). В 1869, с уничтожением сёгуната в результате революции 1867-68 (см. Мэйдзи исин), сюда была перенесена резиденция императора, и город, переименованный в Т.
(«восточная столица»), стал столицей. Во 2-й половине 19 в. развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая промышленность, с конца 19 в. - машиностроение и судостроение.
В 1897-98 в Т. появились первые профсоюзы. В 1918 происходили «Рисовые бунты», вспыхнувшие под влиянием Октябрьской революции 1917 в России. В начале 20-х гг. в Т. и др. городах Японии возникли коммунистические кружки и группы, на базе которых в 1922 основана Коммунистическая партия Японии (КПЯ).
1 сентября 1923 почти половина города была уничтожена землетрясением и вызванным им пожаром, повлекшими много человеческих жертв.
Во время 2-й мировой войны, в 1944-45, Т. подвергался многократным бомбардировкам американской авиацией, значительная часть жилых кварталов была уничтожена. В послевоенное время Т. - важнейший центр рабочего и демократического движения. В 1964 в Т. состоялись 18-е Олимпийские игры.
Ю. В. Георгиев.
Экономика. Определяющая тенденция экономического развития столицы - снижение удельного веса производственных функций в хозяйстве Т. и повышение роли управленческих, торгово-распределительных, научно-информационных. В Т. концентрируется деятельность крупнейших финансово-промышленных монополистических групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.) и отдельных частных монополий, государственных и полугосударственных монополистических организаций, главных банков страны (Японский банк, Банк развития, Экспортно-импортный банк, Центр, банк Японии и др.), представительств иностранных монополий. Большая часть управленческих учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати, Нихонбаси.
Вместе с тем Т. (столичная префектура) остаётся одним из крупнейших в Японии индустриальных районов, на который приходится (1973) свыше 14% всего числа промышленных предприятий, 12% всех занятых. О структуре промышленности Большого Т. см. табл. 2. В столичной префектуре сосредоточена значительная часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются в основном на изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механических изделий, авто- и авиастроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (химия волокна, пластмассы и др.).

Табл. 2. - Структура промышленности столичной префектуры *

















ОтраслиЧисло занятыхСтоимость продукцииДоля в общеяпонском
промышленности(1962)(1970)промышленном
производстве, %
тыс.%млрд.%В числеВ стоимости
чел.иензанятыхпродукции
(1962)(1970)
Все отрасли1285100626810015,510,6
в том числе:
электротехническая20215,4121720,025,0170
общее машиностроение15111,569211,017,511,0
производство металлоизделий13310,03145,025,412,5
производство транспортного776,14917,717,76,0
оборудования
точная механика756,02884,545,037,0
химическая655,04517,014,08,0
полиграфическая1219,288414,040,058,0
пищевкусовая756,05098,09,09,0

* Учитывая предприятия более чем с 30 занятыми.
В Т. самая крупная в стране полиграфическая промышленность. Значительна промышленность стройматериалов. Разнообразная пищевая промышленность (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли), перерабатывающая главным образом привозное сырьё. Многочисленные отрасли лёгкой промышленности, снабжающей преимущественно население Т. (текстильная, швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий-мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. (на них приходится свыше стоимости промышленной продукции). Промышленные предприятия размещаются большей частью по берегам р. Аракава - в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Т. новое промышленное строительство почти не ведётся, главным образом ввиду высоких цен на землю, необходимости комплекса мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды и др.; ежегодно закрывается или переводится в др. районы столичной префектуры или в соседние префектуры в среднем до 3% от общего числа промышленных предприятий. Промышленность Т. опирается на мощную энергетическую базу (ежегодно здесь потребляется около 25 млрд.квт·ч, 1970).
Т. - крупный торгово-распределительный центр. По размерам внешнеторгового оборота он уступает Йокохаме, Кобе, Нагое. Здесь находятся товарная и фондовая биржи, представительства более 3 тыс. различных торговых фирм; общее число национальных торговых компаний, магазинов оптовой и розничной торговли превышает 250 тыс. В них занято 1,6 млн. чел. Велик удельный вес предприятий оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии в 1972). Растет число крупных универмагов и магазинов самообслуживания. Коммерческие районы - Тиёда, Тюо, Минато. Развита сеть др. учреждений обслуживания (около 75 тыс. ресторанов и столовых, около 10 тыс. баров и кабаре, 3 тыс. бань, около 3,8 тыс. гостиниц, в том числе несколько десятков европейского типа, в 1970). Т. - главный центр туризма в Японии (ежегодно около 800 тыс. иностранных туристов).
Т. - крупнейший транспортный узел страны. Узел морских и воздушных сообщений международного значения. Морской порт оборудован 10 причалами (общая длина 13 км); грузооборот Токийского порта 55,6 млн.т в 1974 (на 7-м месте в Японии). Т. связан скоростными авто- и железнодорожными магистралями со многими городами Японии; в 1975 вступила в строй скоростная железнодорожная магистраль Токио - Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города монорельсовой железной дорогой (обслуживает более 2,5 млн. пассажиров в год); новый аэропорт построен в Нарите. Имеется окружная наземная городская железная дорога, по которой перевозится основной поток пассажиров из пригородов, метрополитен, обслуживающий преимущественно центральные кварталы, автобусное сообщение: через город проходят автострады.
Ежедневно всеми видами городского транспорта перевозится 20 млн. чел., из них около 75% - по городской железной дороге, 20% - метрополитеном. В автопарке около 800 тыс. грузовых автомобилей, 40 тыс. такси. Т. переживает острый транспортный кризис; в собственно Т. пользование наземными видами транспорта осложняется не только из-за увеличения количества машин, но и из-за тесноты городской застройки (Т. выделяется среди крупнейших городов мира наименьшей долей площади улиц в общей площади города). Автостоянки, пешеходные пути, складские помещения, магазины переносятся под землю. Воздух насыщен газами и гарью, вода в реках загрязнена. Ежедневно собирается 18 тыс.т бытовых отходов, из них около сжигается, остальное засыпают в мелководную часть Токийского залива с целью осушения его (за 1960-70 освоено свыше 1.55 тыс.га).
М. И. Крупянко.
Архитектура. Для облика Т. характерны не многочисленность озеленённых территорий, крупные каменные, кирпичные, железобетонные здания (в том числе небоскрёбы) в центре и лёгкие деревянные (преимущественно жилые одноэтажные) постройки, занимающие большую часть площади города; жилые районы дважды возводились заново (после землетрясения 1923 и 2-й мировой войны 1939-45). Исторический центр города - район Нихонбаси, где находится окруженный парком комплекс императорского дворца, бывшей резиденции сёгунов рода Токугава (начат около 1600, перестройки 19 и 20 вв.). В стиле большинства обществ, сооружений Т. конца 19 - начала 20 вв. преобладает эклектизм (дворец Акасака, 1909, архитектор О. Ката-яма; парламент, 1915-36, архитектор Т. Охама и др.); однако с 1910-х гг. появились и ранние образцы творческой переработки местных архитектурных традиций в духе современного зодчества (отель «Импириал», 1916-22, архитектор Ф. Л. Райт, разобран в 1960-е гг.; центр, почтамт, 1934, архитекторы Т. Иосида, М. Ямада).
В 1964, в связи с Олимпиадой, предпринят 1-й этап реконструкции Т. (в жилых массивах проложены 22 автострады, построены многочисленные скоростные дороги на эстакадах). В 1960-70-е гг. быстрыми темпами развиваются новые городские центры (Сибуя, Синдзюку, Икебукуро, Тама), где ведётся интенсивное высотное и подземное строительство. Для обеспечения свободного развития функциональных зон города предложены проекты осушения и дальнейшего освоения акватории Токийского залива (архитекторы К. Тангэ, К. Кукутакэ). Однако широкие градостроительные мероприятия не привели к коренному видоизменению общей планировки города, в целом отличающейся крайней хаотичностью. Среди примечательных построек середины 20 в. - Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960-61, архитектор К. Маекава); Олимпийский спортивный комплекс (1963-64), включающий Гимназиум (см. илл.); собор святой Марии (1964), оба - архитектор К. Тангэ: Токийская телебашня и др.
Г. Б. Навлицкая.
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Т. находится свыше 80 государственных, муниципальных и частных высших учебных заведений, в том числе Токийский университет, Токийский муниципальный университет, университеты с.-х., педагогики, изящных искусств и музыки, технологический институт, крупнейшие частные университеты Васэда, Кэйо, Хосэй, Нихон, Мэйдзи и др. Научные учреждения: Японская академия наук, Японская академия искусств, свыше 100 научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров при университетах, около 40 - при министерствах и ведомствах, в том числе Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный онкологический центр, Национальный исследовательский центр защиты от стихийных бедствий, научно-исследовательские институты здравоохранения, гигиены, природных ресурсов, проблем народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная парламентская библиотека, библиотеки университетов. Крупнейшие музеи: Токийский национальный музей, музей Окура Сюкокан, Музей Нэдзу, Национальный научный музей, Национальный музей западного искусства, Национальный музей современного искусства, Музей народных ремёсел, Музей каллиграфии.
В Т. имеются: театр, здания, где выступают ведущие труппы Японии - «Кокурицу гэкидзё», «Кабукидза», «Тэйкоку гэкидзё», «Хайюдза», «Мэйдзидза»; концертные залы - «Уэно бунка кайкан»,
«Нитигакидзё» (для эстрадных выступлений), «Кокусай гэкидзё», «Косэйненкин кайкан», «Тоёко хору»; зал Всеяпонской радиовещательной корпорации; театр, музей при университете Васэда «Васэда энгэки хакубуцукан».
Лит.: Nouet N., Histoire de Tokyo, P., [1961]; The city of Tokyo; municipal administration and government, Tokyo, 1931; Tokyo for the people. Tokyo, 1972; Судзи-дэ миру когай, Токио, 1970; Сютокэн, сева 60 нэн, Токио, 1970.
К. Тангэ. «Гимназиум» в Токио. Япония. 1963-64.

Императорский дворец. Начат около 1600.

Токио. Парламент. 1915-36. Архитекторы Т. Охама и др.

Токио. Сад Рикугиен. Существует с 1695.

Токио. Концертный зал Согэцу. 1960. Архитектор К. Тангэ.

Токио. Панорама приморской части города.

Токио. Один из районов города.

«Морской парк» с Музеем Океана на осушенной территории Токийского залива.

Токио. Святилище Нэдзу Инья. Начато в 15 в.

Токио. Рыболовецкая гавань.

Токио. Здание фирмы «Мицубиси». 1965. Архитектор К. Тангэ.

Токио. Ворота храма Дзодзодзи. Конец 16 в.

В центральной части Токио. Вид со стороны Императорского дворца.

Токио. Пелена смога над городом.

Токио в ясный день (вдали видна гора Фудзияма).

Токио. Площадь и подземная стоянка транспорта перед западным вокзалом Синдзюку. 1966. Архитектор Дж. Сакакура.

Столичная префектура Токио.

Токио. План города.


Токийский Университет   
Токио   
Токката