Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра в Энциклопедическом словаре:
Троице-Сергиева Лавра - монастырь. Основан Сергием Радонежским в сер. 14в. (с 1744 лавра), в 71 км к северу от Москвы (современный г. СергиевПосад). Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни 16-17вв., Троицкий собор (1422-23), Духовскую церковь-звонницу (1476),Успенский собор (1559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы иСавватия (1635-38), трапезную (1686-92), царские чертоги (кон. 17 в.) идр. На территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовнаяакадемия и духовная семинария. С 1920 имеется историко-художественныймузей (с 1940 музей-заповедник). Монастырь был закрыт в 1918; вновь открытпосле 1944.

Значение слова Троице-Сергиева Лавра по словарю Брокгауза и Ефрона:
Троице-Сергиева лавра — знаменитая русская обитель, Московская губ., Дмитровского у., в 68 вер. от Москвы. Основана св. преп. Сергием (см.) около 1335 г. Кругом в то время были глухие леса; не было проезжей дороги, и только узкая тропинка вела в обитель. Уже при Сергии стали селиться вокруг м-ря земледельцы; тогда же была проложена и большая дорога от Москвы в северные города мимо самого монастыря. Обитель принадлежала Серпуховскому князю Андрею Ивановичу, затем сыну его Владимиру, и при внуке Василии Ярославиче Боровском перешла к Василию Васильевичу Темному, великому князю московскому, потому что князь Василий Ярославович, по словам волоколамского игумена Иосифа, не следовал примеру предыдущих князей и обирал монастырь. Еще при жизни Сергия Радонежского внешний вид обители сильно изменился благодаря поступлению в монастырь смоленского архимандрита Симона "со многим имением". Была воздвигнута просторная церковь; по ее сторонам правильными линиями вытянулись кельи, трапеза и другие здания, необходимые для общежития. По совету константинопольского патриарха Филофея и с благословения митрополита Алексея, св. Сергий первый ввел на севере России общинножительный устав. Оградой обители служил деревянный тын. В 1408 г. Т.-С. лавра была сожжена Эдигеем, но вскоре вновь обстроилась. В 1422 г. воздвигнут второй храм, каменный, над могилой Сергия Радонежского. В 1476 г. построена лучшими мастерами из Пскова новая каменная церковь во имя Св. Троицы. Во время малолетства великого князя Ивана Васильевича Грозного монастырь опоясался каменной стеной, для чего в 1540 г. разрешено было рыть камень и известь даром везде, где они найдутся. Для ускорения постройки великий князь освободил троицких крестьян на три года от сбора пошлин, а в 1545 г. — от вспомоществования на казанский поход. В 1552 г. построены больница и келарские каменные палаты. С каждым новым царствованием обитель украшалась новым храмом. В последние годы царствования Михаила Феодоровича была составлена опись монастырская. Из нее мы узнаем, что стена, опоясывавшая монастырь, имела в длину 551 1/2 саж., в толщину от 1 1/2 саж. до 2, в вышину от 2 до 2 1/2 саж. 12 башен служили кроме военных целей и хозяйственным; были, напр., погребная, кузнечная, плотничья башни. На башнях находилось 90 огнестрельных орудий различных наименований; кроме того 20 орудий стояло над навесами. Внутри водяной башни помещался котел в 100 ведер, в котором во время осады лавры Сапегой и Лисовским варили смолу и обливали ею врагов. Внутри ограды стояли хоромы для царя. Первым игуменом Т.-С. монастыря был Митрофан, так как препод. Сергий сначала не пожелал взять на себя эту обязанность; но с 1354 или 1356 г. Сергий стал игуменом и много потрудился для благолепия обители. Благодаря личности основателя, монастырь скоро приобрел большую славу и стал играть роль в княжеских отношениях. Сергий Радонежский "тихими и кроткими словами" много способствовал возвышению Москвы. В 1356 г. он убедил ростовского князя подчиниться великому князю московскому, в 1365 г. уговорил нижегородского князя Бориса Константиновича возвратить Городец, согласно желанию Димитрия Донского, князю Дмитрию Константиновичу. Всем известна роль Т.-С. монастыря во время Куликовской битвы, где пали два инока этого монастыря, Пересвет и Ослябя. В 1385 г. св. Сергий помирил рязанского князя Олега с Димитрием Донским. В 1392 г. Сергий Радонежский скончался. В 1446 г. князь Можайский, действовавший заодно с Шемякою и князем Тверским, схватил в Т.-С. монастыре Василия Васильевича и увез его в Москву, где его ослепили. Т.-С монастырь, как и его основатель, всегда был на стороне Москвы и ревностно защищал интересы московских великих князей. В Смутное время он явился оплотом русской национальности. Он выдержал знаменитую осаду Сапеги и Лисовского и тем задержал успехи поляков на севере; затем, благодаря своему игумену Дионисию и келарю Авраамию Палицыну он вновь влил веру и мужество в сердца русского народа и много способствовал освобождению России от иноземцев. Это было самой крупной заслугой монастыря перед русским государством. Т.-С. монастырь и впоследствии являлся не только местом богомолья для массы русского народа и русских царей, но служил для последних охраной в тяжелые времена: сюда бежал Петр, спасаясь от руки убийц, здесь он черпал средства для своих военных предприятий. Многие государи делали у монастыря безвозвратные займы. Т.-С. монастырь превосходил все другие обители своими богатствами. При Сергии Радонежском монастырь имел небольшие вотчины; при преемниках его число вотчин, подаренных монастырю и купленных им, сильно возрастает. К 1764 г. число крепо-стных крестьян, принадлежавших монастырю, возросло до колоссальной цифры 104939 душ (по другому счету — более 106 тыс. душ). Кроме того Т.-С. монастырю во многих городах принадлежали дворы и дворовые места, а также соляные варницы и рыбные ловли; в его ведении состояли 33 других монастыря. Экономическому процветанию монастыря много способствовали и льготы от податей и повинностей, льготы в суде и т. д., которые жаловались ему государями. До 1625 г. Т.-С. м-рь имел след. льготы: 1) все крестьяне в вотчинах Т.-С. м-ря освобождались от всяких податных сборов и земских повинностей, но с 1551 г. они платили ямские деньги и несли некот. другие обязанности; 2) при продажах, купле для монастыря пошлин не платили; 3) суд над крестьянами Т.-Сергиева монастыря, даже уголовный, принадлежал игумену; 4) при смесном суде участвовали наместник или лицо, им указанное, вместе с игуменом; 5) суд над игуменом по светским делам принадлежал царю или указанному им боярину; 6) священники и церковные служители освобождались от всяких даней митрополиту. В 1625 г. данной царем Михаилом Феодоровичем грамотой были произведены следующие перемены: 1) крестьяне платят ямские деньги и стрелецкий хлеб, несут повинность городового острожного дела по писцовым и дозорным книгам; 2) суд над архимандритом-игуменом принадлежит патриарху; 3) вызывать монастырских крестьян можно не иначе, как через пристава; 4) с монастырских исков не брать пошлин; 5) монастырских стряпчих освободить от пошлин. Благодаря этим льготам, монастырское хозяйство процветало даже в то время, когда поместное сильно пало; крестьяне служилых людей перебегали к монастырю и тем возбуждали ненависть служилых людей к богатой обители. В настоящее время Т.-Сергиева лавра обладает двумя подворьями в Москве и Петербург, земельными угодьями, дачами, прудами; очень большой доход получает она, от множества стекающихся отовсюду богомольцев, но средства ее все же значительно меньше прежнего. К ней в настоящее время приписаны 14 монастырей. Троицкая лавра представляет из себя теперь целый город: в ней 11 храмов, множество зданий, принадлежащих собственно лавре; целый ряд зданий занят Духовной академией, которая переведена сюда в 1814 г.; за оградой построены гостиницы для богомольцев. Главные достопримечательности: ризница, где хранится множество редкой утвари, древних дорогих облачений и т. д.; библиотека, где в 1642 г. было 623 т. т., большею частью все рукописи; вотчинный архив, откуда можно почерпнуть важные исторические сведения об экономическом положении многих местностей России, так как вотчины монастырские были разбросаны по разным нынешним губерниям. Значительное количество документов из вотчинного архива в 1766 г. было взято в коллегию экономии, но много осталось еще и в архиве. Почти все постройки лавры являются достопримечательностями и много говорят о былом. Ввиду высокого места, которое занял Т.-Сергиев монастырь среди прочих обителей русского государства, его давно стали выделять из числа прочих монастырей. В 1561 г. он был поставлен выше всех монастырей московской епархии; в 1702 г. — вторым после Киево-Печерской лавры; в 1744 г. получил наименование лавры. Первоначально во главе монастыря стояли игумены и архимандриты, затем стали назначать епископов; в настоящее время настоятелем лавры считается сам митрополит московской епархии. Г. Лучинский.

Определение «Троице-Сергиева Лавра» по БСЭ:
Троице-Сергиева лавра - крупнейший русский монастырь. Расположен в 71 км к С. от Москвы в современном Загорске. Основан в середине 14 в. Сергием Радонежским. Сооружение в 1540-50 каменных стен с 12 башнями (усилены в середине 17 в.; современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м) превратило монастырь в мощную крепость. С 1561 настоятели монастыря получают сан архимандрита и первое место среди настоятелей русских монастырей, в 1744 монастырю присвоено наименование Лавры. С 1742 в Т.-С. л. существует семинария, с 1814 также и духовная академия. Монастырь играл важную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси: поддерживал объединительную политику московских великих князей, участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом, в 1608-10 - с польской интервенцией, выдержав длительную осаду войск Лжедмитрия II (см. Троицкая осада); способствовал организации первого земского ополчения, а затем народного ополчения К. М. Минина и князя Д. М. Пожарского.
В 14-17 вв. монастырь - крупный культурный центр: здесь жили и работали писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын и др., живописцы Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, резчик Амвросий; монастырь располагал одной из крупнейших на Руси библиотек, большой книгописной мастерской, вёл летописание. За длительную историю Т.-С. л. в её ризницу поступило в виде вкладов значительное число высокохудожественных произведений иконописи, ювелирного искусства, шитья и пр.
Монастырь был крупнейшим феодальным землевладельцем (в конце 17 в. ему принадлежало 16,8 тыс. крестьянских дворов, в 1763-214 тыс. десятин пахотной земли и 106,5 тыс. душ крепостных крестьян в 15 губерниях страны), вёл большую торговлю хлебом, солью, рыбой, изделиями монастырских ремесленников. Огромные доходы позволяли Т.-С. л. вести строительство монументальных зданий, привлекая лучших зодчих и мастеров страны. Со временем на территории монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в том числе соборы - Троицкий (белокаменный, 1422-23; иконостас - Андрей Рублёв и Даниил Чёрный) и Успенский (1559-85; фрески - 1684): церкви - Духовскую (1476; под барабаном главы - звонница на столбах; псковские зодчие), Пятницкую и Введенскую (1547) за южной стеной, пятиглавую надвратную Иоанна Предтечи (1699), Михеевскую (1734), Смоленскую (1745-48; барокко); больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-38), царские чертоги (конец 17 в.); богато декорированную белокаменной резьбой трапезную с церковью Сергия (1686-92; Нарышкинский стиль) на высоком Подклете и с открытым Гульбищем; корпуса монастырских келий (17-19 вв.), митрополичьи покои (главный фасад 1778).
Завершает ансамбль пятиярусная колокольня (1740-70, архитектор И. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский, барокко; высота 88 м). После Октябрьской революции 1917 в Т.-С. л. создан историко-художественный музей (1920); с 1940 - музей-заповедник. Собрание музея включает крупные коллекции древнерусской живописи и прикладного искусства 14-17 вв., русского народного искусства 17 - начале 20 вв., а также декоративно-прикладного искусства советского периода (резьба по дереву, кости и камню, роспись, кружевоплетение и вышивка, изделия из стекла и керамики). Разработан и осуществляется комплексный проект реставрации всего архитектурного ансамбля Т.-С. л.
Лит.: Балдин В. И., Троице-Сергиева Лавра, М., 1958: Трофимов И. В., Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры, М., 1961; Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники, М., 1968; Загорский историко-художественный музей-заповедник. Путеводитель, [4 изд.], М., 1975; Балдин В. И., Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевской лавры, М., 1976.
В. И. Балдин.
Троице-Сергиева лавра. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (слева; 1635-38), Каличья воротная башня (в центре; 2-я пол. 18 в.) и Смоленская церковь (справа; 1745-48).

Троице-Сергиева лавра. Трапезная с церковью Сергия. 1686-92.

Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор (в центре; 1422-23) с Никоновским приделом (слева; 1548); справа - портал Духовской церкви (1476).

Троице-Сергиева лавра. Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1699 (вид до восстановления пятиглавия).

Троице-Сергиева лавра. Успенский собор. 1559-1585 (на переднем плане надкладезная часовня 17 в.).

Троице-Сергиева лавра. Уточья башня (17 в.) и фрагмент крепостных стен.

Общий вид в центральной части ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Вид с юго-запада.

Троице-Сергиева лавра. Проект реставрации архитектурного ансамбля (1963, автор архитектор В. И. Балдин). Аксонометрия.

Троица*    Троице-Сергиева Лавра    Троицк