Тьеполо

Тьеполо в Энциклопедическом словаре:
Тьеполо - (Tiepolo) Джованни Баттиста (1696-1770) - итальянский живописец,рисовальщик, гравер. Представитель венецианской школы. Динамичные,свободные по живописи, наполненные светом и воздухом праздничныедекоративные росписи (в палаццо Лабиа в Венеции, ок. 1750), религиозные ижанровые картины, портреты, виртуозные рисунки и офорты.

Определение слова «Тьеполо» по БСЭ:
Тьеполо (Tiepolo)
Джованни Баттиста (5.3.1696, Венеция, - 27.3.1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравёр. Крупнейший представитель венецианской школы 18 в. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяцетты. Работал главным образом в Венеции, а также в Милане (1731-32, 1737, 1740), Вюрцбурге (1750-1753), Мадриде (1762-70), Для ранних работ Т. (1716-34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Ленинград, и др. собрания).
В 1735-50 произведения Т. обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737-39, и Скальци, 1743-44). В 1750-60-х гг. Т. пользуется широкой славой, много работает для иностранных дворов, избирается президентом венецианской АХ (1756-58). В этот период им исполнены лучшие фресковые циклы (в архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-53, палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, на вилле Вальмарана близ Виченцы, 1757, в палаццо Редзонико в Венеции, 1758), отличающиеся праздничной пышностью, сияющим колоритом, составленным из нежных серебристых, красноватых, золотисто-жёлтых, жемчужно-серых, коричневых и синих оттенков. К 1740-50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Т., поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники
(«Триумф Амфитриты», около 1740, Картинная галерея, Дрезден; «Поклонение волхвов», 1753, Старая пинакотека, Мюнхен). В 1762-66 Т. исполнил ряд плафонов для Королевского дворца в Мадриде. Творчество Т. завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи 16-18 вв. Фрески и картины Т. с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство. Т. выступал также как портретист (многофигурная композиция «Собрание в Арене», 1748-50, Пинакотека, Удине),
был замечательным графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов [циклы офортов «Вари каприччи» («Разнообразные причуды»)
и «Скерци ди фантазия» («Шутки фантазии»)].
Лит.: Щербачёва М. И., Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже, Л., 1941; Ольшанская Н.И., Тьеполо, М., 1957; Morassi A., A complete catalogue of the paintings of G. B. Tiepolo,L., [1962]; Rizzi A,, The etchings of the Tiepolo: complete edition, L., 1971; Atti del congresso internazionale di studi sul Tiepolo, [Mil., 1972].
Дж. Б. Тьеполо. «Смерть Дидоны». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Дж. Б. Тьеполо.

Тьеполо. «Сбор манны». 1730-е гг. Приходская церковь. Веролануова.

Тьеполо. «Апофеоз семьи Пизани». Фрагмент плафона виллы Пизани в Стра. 1762.

Тьеполо. «Cв. Доминик, вводящий в церковный обиход чётки». Плафон церкви иезуитов (Санта-Мария дель Розарио) в Венеции. 1737-39.

Тьеполо. «Бегство в Египет». Офорт. 1753.

Тьеполо. «Бракосочетание Барбароссы». Фреска архиепископского дворца в Вюрцбурге. 1750-53.

Тьеполо. «Рахиль, прячущая идолов». Фрагмент росписей архиепископского дворца в Удине. Начаты в 1726.

Тьеполо. «Даная». Университет. Стокгольм.

Тьеполо. «А. Риккобоно». Около 1745. Академия Конкорди. Ровиго.

Тьеполо. «Искушение св. Антония». Галерея Брера. Милан.

Тышлер    Тьеполо    Тьер