Цвейг

Цвейг в Энциклопедическом словаре:
Цвейг - (Zweig) Арнольд (1887-1968) - немецкий писатель и общественныйдеятель, президент Академии искусств ГДР (1950-53). В 1933-48 вантифашистской эмиграции. Социально-психологическая эпопея ''Большая войнабелых людей'' (6 романов, в т. ч. ''Спор об унтере Грише'', 1927) проникнутагуманистическим пафосом. Международная Ленинская премия (1958).


Стефан (1881-1942) - австрийский писатель. Мастер психологическойновеллы (сборники ''Амок'', 1922, ''Смятение чувств'', 1927, и др.) и портрета(Стендаль, З. Фрейд, Ф. Ницше, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ф.Магеллан, Ж. Фуше и мн. др.); романизированной биографии (''МарияАнтуанетта'', 1932, ''Триумф и трагизм Эразма Роттердамского'', 1934,''Бальзак'', опубликован 1946). С 1934 в эмиграции; покончил жизньсамоубийством.

Определение слова «Цвейг» по БСЭ:
Цвейг (Zweig)
Арнольд (10.11.1887, Грос-Глогау, ныне Глогув, ПНР, - 26.11.1968, Берлин), немецкий писатель и общественный деятель (ГДР), Депутат Народной палаты (1949-67). Президент Германской академии искусств (1950-53). Член Всемирного Совета Мира. Участник 1-й мировой войны 1914-18. После 1933 - в эмиграции (Чехословакия, Швейцария, Франция, Палестина). В 1948 вернулся в Берлин (ГДР). Первый успех принесли Ц. повесть
«Записки о семействе Клопфер» (1911), роман «Новеллы о Клавдии» (1912, рус. пер. 1923), разрабатывающий тему творчества и власти денег, и драма «Ритуальное убийство в Венгрии» (1914; премия им. Г. Клейста, 1915). Для раннего творчества Ц. характерна камерность и тонкость психологического анализа: современные проблемы нередко преломляются в абстрактном, вневременном плане. После 1-й мировой войны в творчестве Ц. утверждаются актуальные темы современности. В 1927 он опубликовал роман
«Спор об унтере Грише» (в рус. пер. - «Трагедия унтера Гриши», 1928), легший в основу эпического цикла о 1-й мировой войне - «Большая война белых людей» над которым писатель работал в течение всей жизни. Цикл открывает роман
«Время созрело» (1957) - период с лета 1913 до весны 1915; «Молодая женщина 1914 года» (1931) и «Воспитание под Верденом» (1935) доводят действие до марта 1917, примыкая к «Спору об унтере Грише»; «Затишье»
(1954), «Возведение на престол» (1937) и неоконченный роман «Лёд тронулся» повествуют уже о конце войны и Ноябрьской революции 1918. Исторически точно описаны ход военных действий, быт разных слоев общества. Среди наиболее значительных произведений, созданных в эмиграции, - роман
«Вандсбекский топор» (опубликован в 1943 на иврите; пер. с немецкой рукописи); его главная тема - нравственный распад гитлеровского режима, разоблачение мелкобуржуазной стихии, открывшей дорогу фашизму. В романе «Мечта дорога» (1962) Ц. раскрывает трудный процесс осознания немецким интеллигентом своей ответственности за происходившее в годы фашизма. Национальная премия ГДР (1950). Международная Ленинская премия
«За укрепление мира между народами» (1958).
Соч.: Ausgewдhite Werke in Einzelausgaben, Bd 1-16, В.. 1957-67; в рус. пер. - Воспитание под Верденом, М.. 1954; Затишье, М., 1959; Радуга, М., 1960; Спор об унтере Грише, М., 1961.
Лит.: Топер П., Арнольд Цвейг, М., 1960: Арнольд Цвейг. Биобиблиографический указатель, М., 1961; Hilscher Е., Arnold Zweig..., В., 1968.
М. С. Харитонов.
А. Цвейг.


Цвейг (Zweig)
Стефан (28.11.1881, Вена, - 22.2.1942, Петрополис, Бразилия), австрийский писатель. Изучал романистику и германистику в университетах Вены и Берлина. Много путешествовал (Европа, Индокитай, Северная и Южная Америка). В 1928 посетил СССР, с интересом следил за успехами социалистического строительства. В годы 1-й мировой войны 1914-18 занимал пацифистские позиции. С 1934 жил в эмиграции (Великобритания, США, Бразилия). Не выдержав разлуки с родиной и отчаявшись перед лицом войны, покончил жизнь самоубийством.
В сборниках новелл «Первые переживания» (1911), «Амок» (1922), «Смятение чувств» (1927) обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая (иногда с налётом мелодраматизма) сложные коллизии личной жизни героев. Социальное видение писателя обеднено, авторское отношение не идёт дальше сострадания к
«маленькому человеку» и обличения уродливых буржуазных нравов. По колориту близок новеллам роман «Нетерпение сердца» (1939).
Важное место в творчестве Ц. занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто произвольно (иногда упрощённо) трактующие жизнь и деятельность исторические лица (например, Стендаля, Л. Н. Толстого, З. Фрейда, Ф. Ницше), беллетризованные биографии Ц. подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности: эссе об Э. Верхарне (1917), Р. Роллане (1921), цикл биографий
«Строители мира» (1920-28). около 30 лет работал над биографией О. Бальзака (опубликована в 1946). Абстрактность гуманистических воззрений Ц. особенно явственна в его воспоминаниях «Вчерашний мир» (опубликованы в 1944) и сборнике речей, эссе, критических выступлений
«Встречи с людьми, книгами, городами» (1937). Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах «Магеллан» (1938) и «Америке» (опублиованы в 1942) уже не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Ц.
Соч.: Ausgewдhite Werke, Bd 1-2, Dьsseldorf, 1960; Zweig St., Zweig Fr., Briefwechsel, Bern, [1951]; Strauss R., Zweig St., Briefwechsel, [Fr./M.], 1957; Gorki М., Zweig St., Briefwechsel, Lpz., 1971: в рус. пер. - Собр. соч., предисл. М. Горького, т. 1-12, Л., 1928-32; Собр. соч., [вступит. ст. Б. Л. Сучкова], т. 1-7, М., 1963.
Лит.: Луначарский А. В., [Предисл.], в кн.: Цвейг С., Собр. соч., т. 10, Л., [1932]; Федин К., Писатель. Искусство. Время, М., 1961; Сучков Б. Л,, Лики времени, М., 1976; Zweig F. R., Stefan Zweig. Eine Bildbiographie, [Mьnch., 1961]; Prater D. A., European of yesterday. A biography of St. Zweig, Oxf., 1972; Klawitter R. J., Stefan Zweig. A bibliography, Chapel Hill, [1965].
М. Л. Рудницкий.
С. Цвейг.

Цванцигер    Цвейг    Цверги